Организация предметно-пространственной среды в группе «Солнышко» |
Педагогика | |
Автор: Чернова Галина Ивановна | |
15.10.2025 12:47 | |
Воспитатель: Чернова Галина Ивановна Здравствуйте! Я воспитатель Чернова Галина Ивановна. Сегодня я готова поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду №9 «Колокольчик» села Знаменка Боградского района в старшей группе «Солнышко». Наша группа «Солнышко», группа доброты, Здесь всегда сбываются детские мечты. Первое куда попадают дети и их родители – это приемная. В нашей приёмной много полезной информации «Паровозик вежливых слов», стенд «Для родителей», папки передвижки «Азбука безопасности», «Поздравляем!», стенд информация о группе, «Наше творчество» здесь родители имеют возможность познакомиться с работами своих детей. В нашей приемной есть Корзинка «Потеряшек», где иногда живут потерянные вещи. Первым шагом в организации среды для нас стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе содержательно-насыщенная. Мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но осваиваем и стены групповых помещений, а на стенах групповой комнаты расположились: центры. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановку группы я пыталась сделать располагающей, почти домашней, чтобы дети быстрее осваивались в ней, свободно выражали свои эмоции, чтобы чувствовали себя комфортно и свободно. В группе созданы условия взаимодействие детей и воспитателем друг с другом. Пособия и игрушки расположены таким образом, чтобы ребенок имел возможность перемещать их из одного центра в другой. Обращаю, ваше внимание на центр «Мир природы» здесь расположены материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Созданы все условия для обогащения представления детей и многообразии природного мира. Воспитание любви к природе бережное отношение к ней, а так-же приобщение детей к уходу за растениями. Формирование экологической культуры. В нём размещён календарь наблюдения за природой в свободном доступе и удобен для манипулирования, уголок дежурства формирует ответственное отношение за порученное дело — полив растений, рыхление, протирание листьев. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность. (шишки, песок, камни, семена, шарики, ракушки т.д.; дидактические игры, паспорт комнатных растений). Все материалы находятся как на открытых полках, так и в шкафу, которые мы используем в совместной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. В театральном центре имеются разные виды кукольного театра, маски, костюмы. Для театральной игровой деятельности имеются все необходимые технические средства обучения. Музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации при которой дети фантазируют. Ширмы, что помогает детям создать свои сказки и истории. Театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. «Быстрее, выше, сильнее» центр физического развития. Способствует становлению ценности здорового образа жизни. Овладение его элементарными нормами и правилами. Представление о видах спорта. Физическое развитие очень важно для здоровья детей, так как позволяет реализовать их врождённое стремление к движению. Созданы условия для организации разнообразных подвижных игр. Так как в детском саду нет спортивного зала, то именно этот сектор направлен на стимулирование физической активности детей, присущее им желание двигаться, познавать, Он побуждает их к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Центр находится в доступном месте для детей. здесь находится (мячи, скакалки, обручи, ленты, мат, батут, спортивная стена, нестандартное оборудование). Центр Патриотического воспитания расширяет духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; любовь к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей. В совместной деятельности с детьми был изготовлен летбук «Моя Родина-Россия» Так же была изготовлена настольная игра «Моё село». Регулярно сюда выкладываем альбомы про Хакасию, Абакан, Боградский район и Знаменку, добавили папку «Хакасские узоры». В нашем центре есть уголок уединение он оформлен в виде юрты рядом возле неё стоит Менгир (живой камень). Центр сюжетно-ролевых игр позволяет создать условия для творческой деятельности детей, развитие фантазии формирование игровых умений. Реализации игровых замыслов. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Поликлиника в ней имеется разные коробочки в виде лекарств, а так же все принадлежности для врача. Магазин разнообразный товар, кухня наборы посуды, муляжи фруктов и овощей, атрибуты для игр: «Семья». «Салон красоты» там находиться всё необходимое для укладки волос, стрижки. В центре есть фото детей из нашей группы различных причёсок. Внесение в развивающуюся предметно-пространственную среду атрибуты для сюжетно-ролевой игры магазин вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры супер-маркет, кафе. Таким образом развивающая среда группы является вариативной. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и поэтому мы постоянно обновляем её, в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование — разнообразно и легко трансформируется. Дети сами с удовольствием участвуют в создании и обновлении игровой среды. Большой вклад вносят в ее усовершенствование, родители. А так же наши мальчики играть в гараж, различные конструкторы строительные материалы различных форм и цветов, лего, мозаики, для художественного конструирования всего этого у нас в группе достаточно. Материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности находятся в центре детского творчества «Арт – студия» (листы бумаги и альбомы разных форматов, доски, краски, гуашь, кисти, графитные карандаши, цветные карандаши, гелевые ручки, фломастеры, восковые мелки, пластилин, салфетки, ножницы, цветная бумага, цветной и белый картон, клей, природный материал, а также трафареты, и материалы для нетрадиционных видов рисования, образцы, раскраски, альбомы по декоративному рисованию, иллюстративные материалы по изобразительному искусству) все это находится как в открытых так и в закрытых шкафах, куда дети имеют свободный доступ; наличие этих материалов, обеспечивает возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, лепкой, аппликацией, дизайном. Центр изобразительного творчества формирует у детей умение творить прекрасное в своей повседневной жизни. Деятельность позволяет ребенку отобразить в образах, свои впечатления об окружающих, выразить своё отношение к ним. Он способствует творчеству фантазии закрепляет навыки полученных на занятиях. Центр «Мир книги» играют существенную роль в формировании детей, интересы и любви к художественной литературе. Центр распложен у окна и имеет достаточное освещение. Здесь ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассматривать её. «Хочу всё знать» Задачами центра математики является: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Воспитании у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В нашем центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Имеется раздаточный материал: наборы цифр, наборы геометрических фигур, раздаточный счётный материал, игры на развитие логического мышления, а также разнообразный дидактический и наглядный материал по сенсорному развитию; дидактические игры: на восприятие формы, цвета, количества. Развитие речи способствует обеспечить возможность самостоятельной. Индивидуальной речевой деятельности ребенка. Оснащен настольными играми, сюжетными картинками для речевого творчества. «Дежурство по столовой» — задачи этого уголка формировать ответственное отношение за порученное дело. Работать аккуратно и старательно уметь правильно сортировать стол. Главной задачей центра «Чтобы не было беды..» является формирование понимания по основам безопасности у детей. Сформировать представления о чрезвычайных ситуациях и научить способам их решения. Разобрать первые шаги при чрезвычайной ситуации, и куда следует обратиться за помощью. Привить безопасное для человека и природы поведение. Изучение и разбор правил дорожного движения не только со стороны пассажира, но и со стороны водителя транспортного средства. Сформировать осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям для природы и человека. Таким образом: Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.) т.е. дети всегда знают куда надо убрать тот или иной предмет, оборудование или игру. Инвентарь и игровое оборудование соответствует требованиям безопасности. Предметно-пространственная среда нашей группы подчинена детским интересам, вызывает у наших детей положительные эмоции, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает их к активной творческой и двигательной деятельности, носит развивающий характер. С помощью предметно-пространственной среды в группе мы создаем условия для развития способностей детей в разных видах деятельности. Список литературы
|