Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта
Педагогика
Автор: Белова Ольга   
09.11.2025 19:20

Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандартаМодель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта

Аннотация

Кто он, современный родитель?

Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.

Статья

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не полноценен. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого — педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на проведение встреч и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов проведения родительских собраний.

 скачать конспект

Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня их педагогической культуры. Одной из наиболее известных и распространенных форм по просвещению семьи является родительское собрание.

Как создать особый настрой на доброжелательный и откровенный деловой разговор с родителями?

Работу надо начинать с изготовления детьми приглашений в виде конструкций и игрушек из бросового и природного материала.

Дискуссионная форма обсуждения вопросов, музыкальное сопровождение, вручение дипломов, медалей, памятных лент «Самой дружной семье», и другие приемы позволят повысить явку на родительские собрания. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большой подготовки, но и результат такой работы будет неизмеримо выше.

Интерактивный формат родительских собраний предполагает применение действенных приемов, поддерживающих оживленную дискуссию на протяжении всего мероприятия. Сюда относится музыкальное сопровождение, формирующее определенную атмосферу, а также провокационные вопросы для активизации мышления. Важны и моменты

рефлексии, когда родители анализируют свои отношения с ребенком.

Полезной является работа с информационными материалами, где педагог делится знаниями, избегая назидательности.

Эффективна форма "слова по кругу", позволяющая родителям ощутить взаимосвязь. Включение неожиданных элементов, таких как сказочные герои, делает общение более интересным.

Однако педагогу важно помнить, что собрание – это не самоцель, и подготовка к нему не должна отвлекать от повседневной работы, а быть ее логичным продолжением.

Основная задача встреч – помочь родителям принять ответственность за воспитание детей и осознать, что существует хрупкий мир детства,

требующий искренности и внимания. Этот мир нужно оберегать и уважать, и тогда все усилия принесут огромную радость.

Педагог, проводящий собрание, должен тщательно планировать его ход. Не следует чрезмерно затягивать обсуждения, стремясь вовлечь всех присутствующих. Важно уметь слушать и использовать идеи, высказанные самими родителями. Недопустимы публичные упреки в адрес родителей за ошибки в воспитании. Только позитивный тон и деликатные советы укрепят веру родителей в своего ребенка.

Уходя с собрания, каждый родитель должен осознать, что рядом – особый мир детства, который нуждается в искренности и заботе. Его нужно научиться беречь, понимать и уважать, и это принесет не только хлопоты, но и огромное человеческое счастье.

Цель технологии:

  • Организация разнообразного по форме и содержанию сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей по вопросам развития воспитания детей.
  • Активизировать и обогащать знания родителей о воспитании.
  • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
  • Найти эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

Этапы:

Начальный этап: Изучение рекомендаций и руководства передового педагогического опыта. Подбор анкет, тестов для воспитателей и родителей.

Подбор и апробирование форм, и содержание работы по взаимодействию с родителями. Разработка перспективного плана работы с родителями.

Основной этап: Организация партнерских взаимоотношений с родителями.

Использование технологии включает в себя:

1. Беседы 2. Родительские собрания: 3. Родительские клубы 4. Игровые тренинги 5. Круглый стол 6. Консультации и рекомендации родителям.

Учите детей различать природу. Воспитывайте будущего читателя. Первый раз в первый ряд. Истории и традиции встречи Нового года. Как рассказать детям о войне. Физическая готовность ребенка к школе. Возрастные особенности детей 5-6 лет. Возрастные особенности детей 6-7 лет. Произведения, которые помогают детям познакомиться с экономикой. Капризы и упрямства. Правила дорожного движения. Что читать детям. Как создать родословную своей семьи. О полезных свойствах хлеба.

Уроки светофора. 24 декабря – День варежки (рукавицы) Судьба природы – наша судьба, твоя судьба! Финансовая грамотность в ДОУ. Структура портфолио дошкольника

7. Совместные экскурсии

8. Благоустройство участка

Родители помогают в благоустройстве участка. Осенью и весной помогают опавшие листья, красят стволы деревьев. Летом помогают красить малые формы и пол на веранде, украшают веранду. Зимой чистят снег, помогают строить снежные фигуры.

Благоустройство группы: Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Автобус». Изготовление накидки для подиума. Пошив тряпочек для хоз. -быт. труда. Украшение группы к праздникам. Распечатка родителями картинок для пополнения тематической среды, раскрасок. Ремонт дивана в кукольном уголке, бактерицидной лампы. Изготовление декораций для театральной деятельности ( «Пузырь, Соломенка и Лапоть», «Домик – балалайка», «Федорино горе») Пошив новогодних чехлов на стулья, подставок под столовые приборы, чехла для песочницы в группе. Приобретение коробок для конструктора, костюмов для спектаклей.

Пополнение уголка ПДД (картинки, игры, книги). Пополнение аудио и видео картотеки.

9. Просмотр режимных моментов и ОД:

  • Неделя открытых дверей: 1.ФЭМП «Волшебные превращении».

2 Развитию речи «Путешествие в деревню Сказкино» 3. Рисование «Весна пришла»

Мастер – класс «Использование набора «Дары Фребеля» для познавательного развития детей.

  • Встреча с медсестрой в рамках проекта «Стартуй» с ребятами старших групп, Познавательный рассказ о микробах и вирусах для дошкольников.

10. Распространение среди родителей информации о предоставляемых детским садом услуг

11. Организация выставок совместного творчества детей и родителей по изобразительной деятельности в течение года, поделок из природного материала.

12. Конкурс семейных талантов

12 Участие воспитанников в конкурсах уровня детского сада, муниципального и всероссийского уровней:

13. Организация совместных физкультурных и музыкальных праздников Праздник «Осень», Новогодний праздник. Спортивный праздник к Дню Защитника Отечества, февраль. Утренник, посвященный 8 Марта, март 2019г., 2020г, 2022г. Показ с детьми спектакля по мотивам русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Развлечение

«Широкая Масленица», Развлечение «С Днем рождения, детский сад» Совместные посиделки «Мамочка милая, мамочка моя». Показ с детьми спектакля «Федорино горе»

Во-первых, это благоприятная атмосфера сотрудничества между воспитателями и родителями, направленная на общее дело – воспитание детей. Во-вторых, акцент на уникальности каждого ребенка. В-третьих, более крепкие узы внутри семьи. В-четвертых, появляется шанс воплотить в жизнь согласованную программу воспитания и развития ребенка как в стенах детского сада, так и дома. И, наконец, в-пятых, появляется возможность учитывать особенности каждой конкретной семьи и ее устоявшийся стиль общения.

Когда педагог понимает, к какому типу относится семья его воспитанника, ему проще найти верный тон для общения и успешно наладить работу с родителями.

Внедрение обновленной системы взаимодействия с семьей позволяет избежать тех минусов, которые были характерны для традиционных методов работы. Наш коллектив готов поделиться с вами проверенными на практике современными формами работы с родителями.

Заключительный этап:

Проведение анкетирования. Диагностика уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

Систематическое использование данной технологии помогает достичь следующих результатов:

  • Повышение уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
  • Сплочение коллектива детей и взрослых
  • Родители стали активнее участвовать в жизни группы.
  • У родителей сформировались представления в сфере педагогической деятельности.
  • Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
  • Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
  • Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
  • Положительное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду

В целях определения динамики уровня психолого-педагогической компетентности родителей можно провести начальную и заключительную диагностики. Это проведение анкетирования, наблюдения и беседы. Анализ ответов на анкеты производился по критерию «полнота знаний». 2 балла – полнота знаний (правильные ответы на все вопросы); 1 балл – знания представлены частично (ответы не на все вопросы, или наличие неправильных ответов); 0 баллов – отсутствие знаний (все ответы неверные).

Вывод:

В настоящее время можно с уверенностью говорить о явных позитивных сдвигах в отношениях между педагогами и семьями воспитанников. Если еще недавно вовлечение родителей в жизнь детского сада казалось трудноразрешимой задачей, то сейчас ситуация заметно изменилась.

Родители все чаще проявляют инициативу, предлагая новые формы взаимодействия между семьями внутри группы. Педагоги, в свою очередь, стали более смелыми и творческими, активно воплощая в жизнь свои новаторские идеи. Воспитатели стараются установить более тесный контакт со всеми родителями, а не только с наиболее активными, вовлекая их в общие мероприятия. Инициатива пока еще чаще исходит от педагогов, но очевидно, что родители проявляют интерес к происходящему в детском саду, их участие в общих делах стало заметно чаще.

При добросовестном подходе педагога к работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия партнерства реализуется успешно. Изменился формат общения: взаимоотношения стали более равноправными. Родители и воспитатели обмениваются мнениями, предлагают свои идеи, совместно решают, как лучше организовать мероприятие или праздник, формальное взаимодействие уходит в прошлое. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей оказывает положительное влияние на воспитанников. Дети активных родителей чувствуют себя увереннее, проявляют больше интереса к семье и детскому саду, инициируют новые занятия, видя заинтересованность и активность своих родителей. Ребенок ощущает более тесную связь с воспитателем, наблюдая за его общением с родителями, видя эмоциональный подъем и желание участвовать во всех играх и занятиях.

Как следствие, наблюдается новое, позитивное отношение родителей к детскому саду и высокая оценка его работы. Таким образом, применение разнообразных подходов к работе с семьями воспитанников детского сада приносит ощутимые результаты. Сотрудники детского сада своей работой доказывают родителям, что их вовлечение в образовательный процесс и заинтересованное участие в воспитании важно не только для воспитателя, но, прежде всего, для гармоничного развития их ребенка. Внедрение современных образовательных стандартов способствует более эффективной организации совместной деятельности детского сада.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год