Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы с Солнечным ребёнком
Педагогика
Автор: Васильева Алевтина Вячеславовна Новикова Fнна Александровна, Кузнецова Мария Владимировна, Кузнецова Наталья Николаевна   
09.11.2025 21:38

Опыт работы с Солнечным ребёнкомОпыт работы с Солнечным ребёнком

  • Семёнова Алёна Валерьевна, заведующая МБДОУ «Детский сад №116»,
  • Васильева Алевтина Вячеславовна воспитатель МБДОУ «Детский сад №116»,
  • Новикова Анна Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №116»,
  • Кузнецова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №116»,

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Аннотация: поскольку в нашем детском саду нет специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, пришлось искать информацию в интернете и на сайтах. Посещать курсы и вебинары. В итоге, мы пришли к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Количество появления детей с Синдромом Дауна увеличилось.. В данной статье мы показываем свой опыт работы и методы.

 

Ключевые слова: речь, жесты, фразы, слушать и прислушиваться, «Даун сайд Ап».

Летом 2024 года в младшую группу «Пчелки» из ясельной группы «Одуванчики» посулили дета возрасте 2-3 лет, в том числе ребенок с синдромом Дауна, Эмилия. На момент поступления ребенку было 2 года.

Речь у ребенка практически отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, выражен слабый мышечный тонус, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок не посещал никаких специализированных групп, реабиталиционных центров, с ребенком в этом возрасте не был продиагностирован врачами, психологам и дефектологом. Мы понимали, что ей требуется коррекционное обучение. С осени мы составили характеристику ребенка на данном этапе развития и по своей инициативе просили, чтобы мама прошла с ребенком психолого- медико- педагогическую комиссию и получили протокол ТПМПК. Заключение мы получили, только в середине декабря, из которого мы увидели, что Эмилия нуждается в создании специальных условий для получения образования, в предоставлении психолого- педагогической и социальной помощи обучающемуся, испытывающем трудности в развитии и социальной помощи.

Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у нас никогда не было. Первые несколько дней мы наблюдали за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей, но и могла проявлять агрессивный характер поведения (толкание). Ребенок хорошо слышит, но не всегда реагировала на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет. Культурно-гигиенические навыки отсутствовали: Эмилия явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делала это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Эмилия не может запомнить свое личное полотенце по картинке, берет любое полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствовал, в начале его пребывания было видно, ребенок дома постоянно ходил в памперсах естественные нужды справляла по мере необходимости где угодно. Одеваться Эмилия не умела, как и раздеваться. Моторика, как

общая, так и ручная развита слабо. Деятельность с предметами не носил даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске. Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка, сбираясь ногами на стол брала пособия, и раскидывала их по группе. Или вместо игр с детьми, уходила в туалет играть с дверями или со сливным бочком. Детям мы не стали говорить о том, что она особенная, сказали, что Эмилия еще маленькая, не понимает. Кто- то из детей восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство, что у других детей вызывало другую реакцию. Из повторяющегося из-за дня в день определенного поведения, принято было решение создать дневник коррекционного поведения. В этот дневник мы фиксируем наблюдения поведения на занятиях, прогулках, чтобы отслеживать происходящие в ходе изменения работы, а также анализировать какие приемы эффективны. Поскольку в нашем детском саду нет специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, пришлось искать информацию в интернете и на сайтах. Посещать курсы и вебинары. Брали много информации с сайта «Даунсайд Ап» у них очень много обучвющнхся программ и вебинаров. В итоге, мы пришли к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. По итогам своей работы мы решили так: создать условия для положительного вхождения ребенка в общественную жизнь и подготовить к самостоятельной.

Мы решили работать так: 1. Развивать общую моторику и раз мелкую моторику пальцев рук: 2. развивать речь; 3. воспитать культурно- гигиенические навыки; 4. развивать социально-коммуникативную сферу. Все занятия с ребенком мы проводили в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность. Мы

обучали девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Мы показывали Эмилии способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать обувь, снимать одежду. Для развития общей моторики мы привлекали Эмилии к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Эмилии. Мы лепили из пластилина, теста, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Эмилии трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями.

Что касается общения, Эмилия легко влилась в детский коллектив. Сначала мы вводили ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх. Занимаемся мы с Эмилией только индивидуально. На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Наведи порядок», «Самый высокий самый низкий», «Построим лесенку».

По сегодняшний день стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенок стал чуть более свободным к самостоятельным действиям: продолжаются сформироваться основные культурно

гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть: правильно пользуется чашкой: ложкой: ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах). Эмилия адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пиши, прогулку, образовательною деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения. Эмилия иногда проявляет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого. Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а.тишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых. Пребывание в детском саду средн нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Эмилию но н на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друт друта, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По нашим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но н психолог, логопед и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере страдает качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что мы вынуждены отвлекаться на поведение Эмилии, все время держать девочку за руку, отводить от опасных ситуаций из-за особенностей

поведения Эмилии. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 11 часов ежедневно отрицательно сказывается на состоянии нервной системы Эмилии, она чувствует усталость, капризничает и часто прибывает в детском саду с признаками заболевания.

Итог. Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ новое н перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, н наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ нм. А. И. Герцена: Изд-во «союз», 2001.
  2. Богуславская 3.XL, Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. -XL: Просвещение, 1991.
  3. Лаутеслагер Петер Е. XL Двигательное развитие детей раннего возраста с Синдромом Дауна. Проблемы н решения Пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии Е.В. Клочковой. -XL: «Х1онолнт», 2003.
  4. Особый ребенок. Проблемы н решения Под. ред. Е, Т Л ильина. — XL: Hayчнo-мeдeпннcкaя фирма «МБН», 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год