| Опыт работы с Солнечным ребёнком |
| Педагогика | |
| Автор: Васильева Алевтина Вячеславовна Новикова Fнна Александровна, Кузнецова Мария Владимировна, Кузнецова Наталья Николаевна | |
| 09.11.2025 21:38 | |
|
г. Чебоксары, Чувашская Республика Аннотация: поскольку в нашем детском саду нет специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, пришлось искать информацию в интернете и на сайтах. Посещать курсы и вебинары. В итоге, мы пришли к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Количество появления детей с Синдромом Дауна увеличилось.. В данной статье мы показываем свой опыт работы и методы.
Ключевые слова: речь, жесты, фразы, слушать и прислушиваться, «Даун сайд Ап». Летом 2024 года в младшую группу «Пчелки» из ясельной группы «Одуванчики» посулили дета возрасте 2-3 лет, в том числе ребенок с синдромом Дауна, Эмилия. На момент поступления ребенку было 2 года. Речь у ребенка практически отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, выражен слабый мышечный тонус, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок не посещал никаких специализированных групп, реабиталиционных центров, с ребенком в этом возрасте не был продиагностирован врачами, психологам и дефектологом. Мы понимали, что ей требуется коррекционное обучение. С осени мы составили характеристику ребенка на данном этапе развития и по своей инициативе просили, чтобы мама прошла с ребенком психолого- медико- педагогическую комиссию и получили протокол ТПМПК. Заключение мы получили, только в середине декабря, из которого мы увидели, что Эмилия нуждается в создании специальных условий для получения образования, в предоставлении психолого- педагогической и социальной помощи обучающемуся, испытывающем трудности в развитии и социальной помощи. Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у нас никогда не было. Первые несколько дней мы наблюдали за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей, но и могла проявлять агрессивный характер поведения (толкание). Ребенок хорошо слышит, но не всегда реагировала на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет. Культурно-гигиенические навыки отсутствовали: Эмилия явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делала это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Эмилия не может запомнить свое личное полотенце по картинке, берет любое полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствовал, в начале его пребывания было видно, ребенок дома постоянно ходил в памперсах естественные нужды справляла по мере необходимости где угодно. Одеваться Эмилия не умела, как и раздеваться. Моторика, как общая, так и ручная развита слабо. Деятельность с предметами не носил даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске. Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка, сбираясь ногами на стол брала пособия, и раскидывала их по группе. Или вместо игр с детьми, уходила в туалет играть с дверями или со сливным бочком. Детям мы не стали говорить о том, что она особенная, сказали, что Эмилия еще маленькая, не понимает. Кто- то из детей восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство, что у других детей вызывало другую реакцию. Из повторяющегося из-за дня в день определенного поведения, принято было решение создать дневник коррекционного поведения. В этот дневник мы фиксируем наблюдения поведения на занятиях, прогулках, чтобы отслеживать происходящие в ходе изменения работы, а также анализировать какие приемы эффективны. Поскольку в нашем детском саду нет специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, пришлось искать информацию в интернете и на сайтах. Посещать курсы и вебинары. Брали много информации с сайта «Даунсайд Ап» у них очень много обучвющнхся программ и вебинаров. В итоге, мы пришли к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. По итогам своей работы мы решили так: создать условия для положительного вхождения ребенка в общественную жизнь и подготовить к самостоятельной. Мы решили работать так: 1. Развивать общую моторику и раз мелкую моторику пальцев рук: 2. развивать речь; 3. воспитать культурно- гигиенические навыки; 4. развивать социально-коммуникативную сферу. Все занятия с ребенком мы проводили в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность. Мы обучали девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Мы показывали Эмилии способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать обувь, снимать одежду. Для развития общей моторики мы привлекали Эмилии к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Эмилии. Мы лепили из пластилина, теста, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Эмилии трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Что касается общения, Эмилия легко влилась в детский коллектив. Сначала мы вводили ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх. Занимаемся мы с Эмилией только индивидуально. На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Наведи порядок», «Самый высокий самый низкий», «Построим лесенку». По сегодняшний день стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенок стал чуть более свободным к самостоятельным действиям: продолжаются сформироваться основные культурно гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть: правильно пользуется чашкой: ложкой: ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах). Эмилия адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пиши, прогулку, образовательною деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения. Эмилия иногда проявляет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого. Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а.тишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых. Пребывание в детском саду средн нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Эмилию но н на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друт друта, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки. К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По нашим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но н психолог, логопед и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере страдает качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что мы вынуждены отвлекаться на поведение Эмилии, все время держать девочку за руку, отводить от опасных ситуаций из-за особенностей поведения Эмилии. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 11 часов ежедневно отрицательно сказывается на состоянии нервной системы Эмилии, она чувствует усталость, капризничает и часто прибывает в детском саду с признаками заболевания. Итог. Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ новое н перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, н наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным. Список литературы:
|



Опыт работы с Солнечным ребёнком








