| Ребенок не говорит, а родители увлечены гаджетами: как это влияет на развитие ребенка |
| Педагогика | |||
| Автор: Куприянова Анна Альбертовна Тонкова Валентина Николаевна | |||
| 23.12.2025 18:13 | |||
|
В современном мире, пронизанном цифровыми технологиями, гаджеты прочно вошли в нашу повседневную жизнь, став неотъемлемой частью как взрослого, так и детского досуга. Однако, за удобством и развлечениями, которые предлагают смартфоны и планшеты, скрывается потенциальная угроза, особенно для самых маленьких членов общества. Речь идет о влиянии увлеченности родителей гаджетами на речевое развитие детей. Проблема заслуживает пристального внимания, поскольку именно речь является основой когнитивного развития, социализации и успешной адаптации ребенка в окружающем мире. Влияние окружающей среды на формирование речи ребенка трудно переоценить. Л.С. Выготский подчеркивал: «Развитие высших психических функций, к которым относится и речь, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой» [1, с. 105]. Иными словами, ребенок учится говорить, слушая и имитируя речь окружающих, прежде всего, родителей. Именно родители, являясь первыми и главными учителями, создают ту языковую среду, в которой зарождается и развивается речевая функция. Однако, когда родители чрезмерно увлечены гаджетами, эта необходимая для развития языковая среда может оказаться обедненной. Вместо живого общения, наполненного эмоциями и смыслом, ребенок наблюдает за родителями, погруженными в экраны телефонов, поглощенных виртуальным миром. Гаджеты отнимают у родителей время и внимание, которые могли бы быть посвящены общению с ребенком, играм, чтению книг и разговорам.
Недостаток живого общения может привести к задержке речевого развития. Ребенок недополучает достаточного количества языковых стимулов, необходимых для формирования активного и пассивного словарного запаса, развития грамматического строя речи и умения выражать свои мысли. Как отмечал А.Н. Леонтьев: «Речь возникает и развивается только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми» [2, с. 78]. Если этого общения недостаточно, развитие речи может замедлиться. Кроме того, увлеченность родителей гаджетами может негативно сказаться на эмоциональном контакте с ребенком. Дети очень чувствительны к эмоциям и настроению родителей, и когда родители постоянно отвлекаются на свои телефоны, ребенок может чувствовать себя отвергнутым и ненужным. Это может привести к нарушению эмоциональной связи между родителем и ребенком, что также может негативно повлиять на речевое развитие. Ведь, как утверждала М.И. Лисина: «Эмоциональное общение с матерью является важнейшим условием для развития ребенка, в том числе и для развития речи» [3, с. 54]. Важно понимать, что речь – это не просто набор слов и грамматических правил. Речь – это инструмент мышления, познания и социализации. Развитая речь позволяет ребенку понимать окружающий мир, выражать свои мысли и чувства, общаться с другими людьми, учиться и развиваться. Недостаточное развитие речи может привести к трудностям в обучении, социальной адаптации и даже к проблемам с психическим здоровьем. Помимо непосредственного влияния на речевое развитие, увлеченность родителей гаджетами может оказывать и косвенное воздействие. Например, родители, проводящие много времени в интернете, могут меньше внимания уделять организации развивающей среды для ребенка. У ребенка может быть меньше игрушек, книг и возможностей для активных игр и исследований. А ведь именно в процессе игры и исследования ребенок познает мир и развивает свою речь. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин: «Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и оказывает огромное влияние на развитие ребенка, в том числе и на развитие речи» [4, с. 120]. Более того, постоянное нахождение ребенка в окружении гаджетов может приводить к формированию у него зависимости от электронных устройств. Дети быстро привыкают к ярким картинкам и развлечениям, которые предлагают гаджеты, и им становится скучно заниматься чем-то другим. Это может привести к снижению интереса к чтению, играм с другими детьми и другим видам деятельности, которые способствуют развитию речи. Конечно, не стоит демонизировать гаджеты и полностью исключать их из жизни ребенка. В умеренных количествах и под контролем взрослых гаджеты могут быть полезными для развития ребенка. Существуют образовательные приложения и игры, которые помогают детям учить буквы, слова и развивать навыки чтения. Однако, важно помнить, что живое общение с родителями и другими людьми является незаменимым для полноценного речевого развития. Для того чтобы минимизировать негативное влияние увлеченности родителей гаджетами на речевое развитие ребенка, необходимо придерживаться нескольких простых, но важных правил. Прежде всего, необходимо осознать проблему и постараться уделять ребенку больше времени и внимания. Важно находить время для совместных игр, чтения книг, прогулок и разговоров. Во время общения с ребенком необходимо откладывать телефон и полностью концентрироваться на нем. Кроме того, необходимо ограничивать время, которое ребенок проводит за гаджетами. Важно предлагать ребенку альтернативные виды деятельности, такие как игры, чтение, рисование, лепка и другие занятия, которые способствуют развитию речи и мышления. Важно создавать для ребенка развивающую среду, в которой он сможет активно познавать мир и общаться с другими людьми. Необходимо помнить, что родители являются примером для своих детей. Если родители сами проводят много времени за гаджетами, то ребенок будет считать это нормой и также будет стремиться к ним. Поэтому важно самим подавать пример умеренного использования гаджетов и показывать ребенку, что существует много других интересных и полезных занятий. Рекомендации для родителей:
В заключение, увлеченность родителей гаджетами может оказывать негативное влияние на речевое развитие ребенка, обедняя языковую среду, нарушая эмоциональный контакт и ограничивая возможности для активного познания мира. Однако, осознание проблемы и принятие мер по ее решению помогут минимизировать негативное воздействие и создать благоприятные условия для полноценного речевого развития ребенка. Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Речь – это основа всякого умственного развития, и забота о развитии речи ребенка должна быть постоянной заботой родителей» [5, с. 98]. Список литературы
|



Ребенок не говорит, а родители увлечены гаджетами: как это влияет на развитие ребенка








