| Применение творческих задач в детском саду |
| Педагогика | |||
| Автор: Богат Владимир Фёдорович | |||
| 23.12.2025 18:04 | |||
|
Дорогие коллеги, очень приятно, что статья о применении творческих задач на занятиях в детском саду вызвала столько откликов. Сегодня по многочисленным просьбам разберём некоторые нюансы использования творческих задач. Изначально творческие задачи были разработаны для закрепления основных положений ТРИЗ (теории решения изобретательских задач): выявление противоречий, использование ресурсов и достижение идеального конечного результата. Закрепляя эти понятия, дети ненавязчиво осваивали инструментарий ТРИЗ, который в дальнейшем помогал им в овладении системным мышлением и переходу к более серьёзным изобретательским задачам.
Творческие задачи предлагаются, начиная со средней группы, обычно это сказочные задачи, когда нужно помочь герою избежать критической ситуации. Как пример, детям предлагалось спасти Колобка, определив задачу следующим образом: что нужно сделать, чтобы и песенка была услышана, и Колобок жив остался. Аналогично, по сказке «Заюшкина избушка», когда детям предлагалось найти компромиссный вариант: лиса сама должна уйти из избушки. Ориентируйте детей на то, что для решения подобной задачи необходимо минимальное использование чьей-либо помощи извне, исключительно использование готовых или производных ресурсов. Так же избегайте экстремистских решение: либо компромиссное, либо изобретательское. Для наиболее лучшего усвоения, многие педагоги используют зарисовку, попутно закрепляя сведения об окружающем мире, природных явлениях, обитателях животного мира. Помните, что, используя сказочные задачи для развития творческого мышления, не нужно забывать и о развитии общих знаний ребёнка. Ещё один нюанс: сказочные задачи можно рассматривать отдельно, не привязывая их к дальнейшему изменению сюжета. Ваша цель – используя воображение детей, их творческий потенциал и имеющиеся знания, разрешить конкретную ситуацию. Придумывание сказок или изменение сюжета это уже следующий этап в развитии творческого мышления. Принимайте все ответы (кроме, разумеется, экстремистских), развивайте все версии, максимально используйте метод мозгового штурма и метод контрольных вопросов, чтобы прийти к идеальному решению. Переходя от сказочных задач к творческим задачам (таким, которые представлены в книге «Творческие задачи для дошколёнка от маленького львёнка»), начинайте с решения всей группой, отбирая идеальное. Позже целесообразнее предложить каждому ребёнку найти своё решение (или несколько решений) при выходе из сложившейся ситуации. Обычно это происходит, начиная со старшей группы. Дети, уже подготовленные, целенаправленно используя готовые, производные и даже внутренние ресурсы, показывают очень неплохие результаты. Умение аргументировать и отстаивать своё мнение, формируют в детях таки качества, как самостоятельность и целеустремлённость. Успехов вам и красивых решений!
|



Применение творческих задач в детском саду








