Методическая разработка «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Гурьянова Ольга Николаевна | |||
29.06.2025 05:19 | |||
Управление образования администрации муниципального образования Абинский район муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Солнышко» муниципального образования Абинский район Автор-разработчик: Гурьянова Ольга Николаевна учитель — логопед пгт. Ахтырский 2025 год Введение: Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Эффективность кинезиологических упражнений состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр и упражнений замечено улучшение когнитивного развития дошкольников. 1. Пояснительная записка Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Всем известно, что наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, речь, а правое – за фантазию, интуицию, художественные способности, музыкальные. Очень хорошо, когда левое и правое полушарии мозга взаимодействуют между собой, идет процесс обмена информацией. Говоря простыми словами – ребенок при правильном взаимодействии полушарий быстрее и правильнее воспринимает информацию. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. Чтобы помочь воспитанникам скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы логопедического пункта детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Кинезиологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи. 1. 1 Актуальность, цели, задачи: актуальностьработы обусловлена тем, что кинезиологическиеупражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию. Цель: создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством выполнения кинезиологических упражнений. Задачи:
1. 2 Ожидаемый результат У детей повышается интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее. Использование кинезиологических игр и упражнений способствует развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей. Ведь только через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-коммуникативного взаимодействия, эмоционального раскрепощения. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность, данный подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию. 1. 3 Основные правила выполнения кинезиологических упражнений:
2. Содержание занятия Наши занятия состоят из пяти блоков упражнений: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, самомассаж, телесные кинезиологические движения, задания когнитивного тренинга. Первый блок — дыхательные упражнения. Правильное дыхание помогает справится с негативными эмоциями, успокаивает нервную систему, улучшает кровообращение в мозгу и способствует развитию когнитивных функций. Второй блок — глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Занимаясь упражнениями для глаз, дети учатся снимать напряжение, прослеживают глазами за вертикальными, горизонтальными линиями, определяют направление движения. Третий блок занятий – самомассаж формирует у ребенка сознательное стремление к здоровью, развивает навык собственного оздоровления. Четвертый блок — выполнение упражнений на балансировочных тренажерах: массажного балансировочного мостика, надувных балансировочных кочек и тренажера Бильгоу. Все это игровое оборудование стимулирует работу мозжечка и, как следствие, улучшает работу мозга. Логопеды, психологи-дефектологи, кинезиологи также используют в своей работе нейротренажёры. Они помогают специалистам преодолевать функциональную незрелость мозга у ребёнка и корректировать нарушения психоречевого развития. В третьем блоке занятия обязательно используется метод зеркального рисования. Кроме традиционного метода зеркального рисования (обведение по пунктирным линиям одновременно левой и правой руками рисунков и символов) мною был разработан метод бесконтактного зеркального рисования. Суть метода в том, что ребенок выполняет упражнения при помощи двух лазерных указок, обводя рисунки и символы, расположенные на расстоянии (на мольберте на уровне глаз ребенка располагаются картинки с зеркальными изображениями). К этому методу зеркального рисования дети приступают, когда полностью освоят традиционный метод – от простого к сложному. Метод зеркального рисования способствует развитию правого и левого полушарий мозга и полезно в любом возрасте, ведь гармоничная и слаженная работа обеих полушарий – это фактор дальнейшего успешного обучения в школе. Рисование двумя руками одновременно снимает стресс и воспринимается как развлечение, поэтому убирает нервное напряжение. При регулярном включении зеркального рисования в игры ребенка улучшаются когнитивные функции, стрессоустойчивость. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительны эти изменения. Пятый блок –задания когнитивного тренинга на развитие памяти, мышления, восприятия. 3. Заключение В заключении хочется сказать, что нейрогимнастика – это простой, эффективный и доступный всем способ тренировки мозга. Если выполнять кинезиологические упражнения в системе, то в результате их выполнения обязательно повысится уровень жизненной энергии, умственной активности. Для детей данная методика полностью безопасна, приносит пользу как развитию умственных способностей, так и развитию физических возможностей организма. Литература:
|