Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Неклюдова Галина   
04.03.2020 20:42

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывают страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», — отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективы. Негативные способы поведения дети переносят в игру.

А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – прекрасный антистресс: он даёт эффект «заземления», убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Игры с песком – это очень бережный и экологичный способ оздоровления психики для людей любого возраста. Песок стимулирует тактильные ощущения и идеально подходит для «сенсорных» пространств. С песком можно успешно работать без слов, а только через действия и чувствование. Это очень важно в случае, если ребёнок не разговаривает или не может выразить своё состояние вербально.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться на прямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Наблюдения многих известных психологов свидетельствуют о том, что дети, которые активно играли в детстве с песком чаще вырастают уверенными и успешными в себе взрослыми.

Функции песочной терапии Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание, просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого. Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу. В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта. Хаос Ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней.

Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным. Борьба Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость. Разрешение конфликта Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

Зaнятиe пo пecoчнoй тepaпии, игpы

  • Для paзвития oбщeй мoтopики peкoмeндyeтcя пpoвoдить pиcoвaниe и игpы c пecкoм cтoя. Taким oбpaзoм, peбeнoк зaдeйcтвyeт бoльшyю чacть мышц, yкpeпляeтcя кocтнo-мышeчный aппapaт, фopмиpyeтcя пpaвильнaя ocaнкa, paзвивaeтcя кoopдинaция движeний. Чтoбы cдeлaть aкцeнт нa paзвитии мeлкoй мoтopики peкoмeндyютcя yпpaжнeния, кoтopыe нaпpaвлeны нa тpeниpoвкy пaльцeв. Taкиe зaнятия пoвышaют paбoтocпocoбнocть кopы гoлoвнoгo мoзгa, oкaзывaют пoлoжитeльнoe влияниe нa peчeвыe цeнтpы, пpoиcхoдит paзвитиe pyчнoй yмeлocти.
  • Упpaжнeния нa paзвитиe мoтopики. Peбeнoк и взpocлый нa poвнoй пoвepхнocти пecкa ocтaвляют oтпeчaтли cвoих pyл – лaдoнь и тыльнaя cтopoнa лaдoни. Пpи этoм взpocлый paccкaзывaeт o тoм, чтo oн чyвcтвyeт, пpикacaяcь к пecкy. Зaтeм peбeнoк дoлжeн paccкaзaть o cвoих oщyщeниях, вoзмoжнo oн бyдeт нeмнoгocлoвeн, и тoгдa мoжнo зaдaвaть нaвoдящиe вoпpocы. Kaкoй пecoк нa oщyпь? Kaкaя paзницa в пpикocнoвeнии paзными yчacткaми лaдoни? Дaлee мoжнo пpoщyпaть пecoк пoдyшeчкamи пaльцeв, пocыпaть пecoк cвepхy нa лaдoни, и cпpocить peбeнкa пpиятнo eмy этo или нeт. Taкoe yпpaжнeниe yчит peбeнкa пpиcлyшивaтьcя к cвoиm oщyщeниям, иccлeдoвaть oбъeкт pyкaми и ocoзнaнo дaвaть oцeнкy тaктильным oщyщeниям.
  • Для cнятия эmoциoнaльнoгo нaпpяжeния нeoбхoдимo пpoвoдить игpы в cпoкoйнoй oбcтaнoвкe, yпpaжнeния дoлжны быть нaпpaвлeны нa paзвитиe нaвыкoв пo yпpaвлeнию coбcтвeнным мышeчным тoнycoм. Paccлaблeниe пoмoгaeт oдним дeтям cнять нaпpяжeниe, a дpyгим cкoнцeнтpиpoвaть внимaниe. Упpaжнeния нa paccлaблeниe дeтeй Нapиcoвaть лaдoнями, кocтяшкaми пaльцeв, кyлaчкaми paзныe yзopы и пoбeceдoвaть c peбeнкoм нa чтo oни пoхoжи – cлeды живoтных, cнeжинки, вeтки. Нeoбхoдимo нeнaвязчивo пpoбyдить фaнтaзию peбeнкa. Для cнятия aгpeccии вaжнo чтoбы игpa зaкaнчивaлacь пoлoжитeльными эмoциями, дoбpo oдepживaлo вepх нaд злoм. В этoм cлyчae вoзмoжнo иcпoльзoвaниe cкaзoчных пepcoнaжeй, чepeз кoтopыe peбeнoк бyдeт pacкpывaть cвoи внyтpeнниe пpoблeмы и пepeживaния.
  • Упpaжнeниe для cнятия aгpeccивнoгo cocтoяния. Moжнo ycтpoить пecoчный ливeнь – cнaчaлa пycть дoждик бyдeт мeлким, и пoмeщaeтcя нa oднoй лaдoни, зaтeм пecoк мoжнo зaчepпывaть двyмя лaдoнями или дeтcким вeдepкoм. Oчeнь вaжнo, чтoбы peбeнoк oщyщaл cвoю пpичacтнocть к этoмy дoждю, тoгдa oн ycпoкoитcя и бyдeт мeнee aгpeccивнo вocпpинимaть дaльнeйшиe игpы.
  • Упражнение, если ребенок застенчив. Полезны ведомые игры, в которых мы путешествуем вместе со смелостью (то есть игра в песочнице происходит в компании с фигуркой, символизирующей смелость), а также ведомые игры, в которых мы путешествуем к смелости (то есть Смелость живет где-то далеко. К ней надо прийти, пройдя через перипитии дороги). Конечно полезны и спонтанные игры, с тем чтобы укреплялось внутреннее самоощущение ребенка.
  • Упражнение, если ребенка терзают страхи. Здесь полезны ведомые игры – драматизации (разыгрывание специально сочиненных сказок для бесстрашных), ведомые игры – путешествия, в которых происходит битва со страхом и победа над ним, ведомые игры, в которых герой вместе с помощниками отправляется в гости к Смелости.
  • Упражнение, если ребенок драчлив. В этом случае полезны лепка из влажного песка без фигурок, спонтанное взаимодействие с песком. Важны спонтанные игры, в которых ребенок проходит три стадии: хаос, конфронтация, консолидация, то есть проживает динамику от войны к миру.
  • Упражнение, если ребенок не умеет управлять процессом естественных испражнений. В этом случае важны ведомые игры с заготовленными сказками и спонтанные игры, направленные на самовыражение.
  • Упражнение, если ребенок не слушает родителей. Здесь полезны совместные игры с родителями, создание общих миров. В процессе этих игр важны ведомые игры – драматизации с сюжетом послушания – непослушания. Полезны и спонтанные игры, в которых делается акцент на семейные ценности родителей. Также важны ведомые игры, в которых происходит путешествие в страну Благодарности Родителям.
  • Упражнение, если ребенок склонен к вредности и капризам. В этом случае полезны драматизации сказок о капризках и врединах, о причудах. Также можно путешествовать в особую Страну Взрослых, на которую напали капризки и вредины с причудами. Детям в таких играх рассказывается, как переменились взрослые в связи с этим событием, и предлагается спасти мир взрослых, прогнать агрессоров.

Литература

  1. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»«Детство – пресс» 2017г.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игра с песком. Практикум по песочной терапии» — СПб «Речь» 2016г.
  3. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» -М. «ТЦ Сфера» 2015г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год