Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психическое здоровья детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Соловьева Ирина Геннадьевна   
08.02.2021 08:39

Психическое здоровья детей дошкольного возрастаПсихическое здоровья детей дошкольного возраста

Проблемы психического здоровья детей, становления личности человека является одной из центральных в возрастной психологии. Психика изменяется на протяжении всей жизни человека.

С рождения ребенок развивается очень интенсивно.

Именно в дошкольном возрасте:

  • Активно развиваются все психические процессы;
  • Появляются тонкие переживания;
  • Рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);
  • Складываются интересы;
  • Развиваются способности, закладываются основы характера.

Очень интенсивно ребенок развивается в первые три года.

 

К трем годам малыш уже многое умеет:

  • Он способен к самообслуживанию;
  • Вступает во взаимоотношения;
  • Усвоил речь и хорошо ее чувствует;
  • Заявляет о своей личности;
  • Демонстрирует на что способен ( «Я сам!»).

Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическое и психическое здоровье. Воспитание должно проходить на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный.

Неравномерное темпы роста и развития отдельных частей тела ребенка приводят к изменению его пропорций. Так, рост мозга и размеры головы с возрастом относительно уменьшаются. Происходит изменение абсолютной и относительной длины конечностей, главным образом длины ног. Увеличение длины ног – своеобразный барометр физического развития. В психическом развитии также проявляются количественно-качественные изменения. К примеру, в младших возрастах быстро увеличиваются количественный и качественный состав слов.

1г. – 10 слов

Количественные изменения ведут к изменениям качественным

1,5 г. – 20 слов

2 г. – 200 слов

Ребенок овладевает грамматическим строем речи (суффиксы, изменение слов по числам, родам, падежам)

3 г. – 1500 слов

6 г. – 4500 слов

То же самое и с другими психическими процессами.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. Далее, например, в подростковом периоде рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды: сила растет, а координация ухудшается. И т.д.

Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют сензитивными. Это значит, что в это время повышается чувствительность детей к обучению, и он активно развивается.

Рассмотрим отдельные психические функции ребенка в соответствии с сензитивными периодами и что в эти периоды особенно активно развивается:

  • 1,5 – 3 года – речь
  • 3 – 6 лет – познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение, память)
  • 5 – 6 лет – навык чтения
  • 6 – 7 лет – учебные навыки

Здесь важно отметить, что данные психические функции:

  • имеют свои сроки развития
  • важность своевременного развития
  • обучение оказывает наибольшее влияние на те психические процессы, которые только начинают развиваться
  • нужно иметь в виду и индивидуальные различия детей.

В сензитивный период можно достичь определенного развития той или иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в 2 года и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу у одного в 9 лет, а у другого в 11 лет.

В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:

  • от наследственности
  • от среды
  • от обучения и воспитания
  • от активности самого ребенка

В разных семьях разные условия воспитания, поэтому и вырастают разные дети. При всем разнообразии воспитания должна быть высокая степень ответственности родителей за физическое и психическое здоровье ребенка и его воспитание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год