Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум «Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в доу»
Психология
Автор: Шиганова Марина Владимировна   
24.02.2022 22:41

Семинар-практикум «Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в доу»Семинар-практикум «Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в доу»

педагог-психолог Шиганова М.В.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Именно работа дошкольного образовательного учреждения в этом направлении позволяет создать реальную, действующую на ранних стадиях систему профилактики социального сиротства.

Согласно Федерального Закона от 24. 06. 99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально — опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

 

Определить семейное неблагополучие позволяет ряд следующих факторов социального риска в семье:

  1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  2. медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  3. социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  4. социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  5. психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
  7. иноязычные семьи.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная, с плохими жилищными условиями). Это семья с низким уровнем жизни. Если в семье обнаружены такие факторы социального риска, как распитие спиртных напитков, аморальный образ жизни, безработные родители, невыполнение санитарно-гигиенических норм, в этом случае можно рассматривать такую категорию семьи, как семья группы риска. Данные категории семей должны состоять на внутрисадовом учете.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми; по внешнему виду ребенка и по его поведению

выявляет признаки неблагополучия.

Следует обращать внимание на то, как родители относятся к выполнению своих родительских обязанностей: какие методы и приемы используют в воспитании ребенка, проявляют ли заботу о здоровье ребенка, каков личный пример и т.д.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия

  • Внешний вид ребенка и характер травм:
  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие)
  • задержка физического развития (отставание в весе и росте)

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

  • Психическое состояние и поведение ребенка:

возраст 1,5 -3 года

  • боязнь взрослых
  • редкие проявления радости, плаксивость
  • реакция испуга на плач других детей
  • крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности

возраст 3 -6 лет

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
  • пассивная реакция на боль
  • болезненное отношение к замечаниям, критике
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
  • негативизм, агрессивность
  • жестокое отношение к животным
  • лживость, воровство

- склонность к поджогам.

  • Поведение родителей или попечителей:
  • противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее
  • несвоевременное обращение за медицинской помощью
  • инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица
  • обвинение в травмах самого ребенка
  • неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка
  • невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка

- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия

  • Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
  • задержка физического и умственного развития
  • нервный тик
  • энурез
  • печальный вид

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

  • Поведение ребенка:
  • беспокойство или тревожность
  • нарушение сна
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние
  • агрессивность
  • склонность к уединению
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение
  • угрозы или попытки самоубийства
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников
  • плохая успеваемость
  • низкая самооценка

- нарушение аппетита.

  • Поведение взрослых
  • нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка
  • постоянное чрезмерное критичное отношение к нему
  • негативная характеристика ребенка
  • отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником
  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

  • утомленный, сонный вид, опухшие веки
  • санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез
  • низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте)
  • задержка роста или общее отставание в физическом развитии
  • задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка
  • частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни
  • повторные случайные травмы или отравления
  • постоянный голод и (или) жажда
  • кража пищи
  • требование ласки и внимания
  • подавленное настроение, апатия
  • агрессивность и импульсивность

Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

  • заболевания, передающиеся половым путем
  • повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей
  • резкие изменения веса
  • психосоматические расстройства
  • страхи, ночные кошмары
  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Если воспитатель совместно с заведующей ДОУ, используя метод наблюдения, по внешнему виду ребенка и его поведению, выявили неблагополучную семью, необходимо срочно обследовать жилищно-бытовые

условия, в которых проживает несовершеннолетний. При посещении семьи

составляется акт жилищно-бытовых условий семьи (по форме). Возникает необходимость поставить данную семью на внутрисадовый учет. Заведующая ДОУ совместно с воспитателем группы подают представление

в Совет профилактики.

Постановка семьи на внутрисадовый учет происходит

по решению Совета профилактики ДОУ с учетом информации, поступившей из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или совместного представления заведующей и воспитателя ДОУ с учетом Положения о постановке и снятии с внутрисадового учета семей, находящихся в социально-опасном положении (образец положения прилагается).

Чтобы спланировать работу с неблагополучными семьями, о семье надо знать: материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат, режим дня ребенка в семье, методы и приемы воздействия взрослых на детей, семейный досуг, уровень педагогической культуры родителей.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей

1

Диагностика семейного

неблагополучия

наблюдения педагогов;

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

составление социально-психологического паспорта семьи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

консультации педагогов;

индивидуальные беседы;

выход в семью.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей

группы риска;

тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.

4

Профилактика семейного

неблагополучия

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление

успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для родителей;

5

Помощь общества неблагополучным семьям

акции милосердия;

ходатайство перед ТОСЗН с целью

оказания семье материальной помощи;

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей администрацией и педагогами ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: отдел образования, ПДН, ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Тренинг для педагогов «Общаться с родителями. Как?»

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

  • ознакомить педагогов с основами психологии общения
  • развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения» (7 мин.)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. имя собеседника
  3. комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Упражнение «ШушаникаМинична» (приложение)

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю – его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Памятка

Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям.

Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка.

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем».

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!», Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Упражнение «Конфликтные ситуации» (приложение)

/раздаются листочки с ситуациями/

- Возможно у кого-то из вас есть своя сложная ситуация, можете озвучить ее для того, чтобы мы все вместе могли найти наиболее правильный выход.

Мы потренировались выходить из конфликтных ситуаций «без жертв». Сейчас предлагаю эти навыки закрепить.

Упражнение «Достойный ответ» (приложение)

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот ≪выпад≫. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве ≪нападающего≫, и в качестве ≪жертвы≫, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Упражнение — фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.

(проводится под релаксационную музыку)

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.

Раз... Два... Три…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год