Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Почему мы грустим»
Психология
Автор: Бетехтина Н.А. Лихманова К.И. Макарова Т.Н. Носова Е.И.   
22.02.2022 08:12

«Почему мы грустим»«Почему мы грустим»

  • Бетехтина Н.А.
  • Лихманова К.И.
  • Макарова Т.Н.
  • Носова Е.И.

педагоги-психологи МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Цель: знакомство с эмоцией «грусть», формирование умения определять грустное эмоциональное состояние и передавать его, развитие коммуникативных навыков.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши, бумага формата А4, бланки к заданиям, карандаш.

1. Упражнение «Бумажный привет».

 

Цель: установление доверительных отношений, настрой на совместную деятельность.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает поприветствовать друг друга, используя бумагу.

Инструкция: каждый из нас возьмет по листу бумаги и «сотворит» привет, например, смять, порвать сложить башню и т.п.

Анализ:

Выполнял (а) с интересом?

Сложно фантазировать?

2. Упражнение «Парусник настроения» (Приложение 1).

Цель: оценка эмоционального настроения вначале занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника. Задача обучающегося, окрасить один из парусов в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением парусника, на котором мы отправимся в свое маленькое путешествие. Но прежде чем мы это сделаем, ты парус слева раскрасишь в цвет твоего настроения, самочувствия. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение?

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Трудно ли было придумывать?

3. Упражнение «Мой портрет» (Приложение 2).

Цель: расширение представлений обучающегося о себе.

Техника проведения: обучающемуся предлагается изобразить свой портрет.

Инструкция: на листочке в рамочке нарисуй свой портрет. Как ты себя видишь?

Анализ:

Быстро ли возник образ своего портрета?

Понравился ли портрет?

Какой ты на нем?

4. Упражнение «Матрешки» (Приложение 3).

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, развитие мышления.

Материал: бланк.

Техника проведения: обучающемуся предлагается обвести в кружок лишний предмет.

Инструкция: перед тобой матрешки. Выбери лишнюю матрешку. Она по какой-то причине не подходит к остальным. Обрати внимание на ее эмоциональное состояние.

Анализ:

Легко справился (ась) с заданием?

Часто грустишь? Почему?

5. «Сказка про котенка Ваську» (К. Ступницкая).

Инструкция: послушай внимательно сказку.

Жил-был котенок Васька, и был он большим хулиганом. Оставит мама-кошка вязанье на столе, Васька схватит клубок, весь его размотает, всю мебель в комнате опутает. Варит мама суп, Васька залезет в кастрюлю лапой, мясо выловит и утащит куда-нибудь, даже не съест, а так бросит. Или просто ходит, своих братьев-сестер задирает, а те обижаются, плачут.

Попадало Ваське за его шалости, но он ничего поделать с собой не мог, все равно безобразничал. Да и что ему еще оставалось, скучно ему было. Папа почти все время проводил на охоте, мама по хозяйству возилась, а братья-сестры (их у него было целых шесть) Ваську не любили (так ему казалось). Вот он и хулиганил, чтобы как-то развлечься.

Однажды Васька сильно провинился. Бегал он по комнате за мухой, да так заигрался, что не заметил, как смахнул с полки дедушкин портрет, тот упал, и стекло в рамочке разбилось. Очень рассердились на Ваську родители, без ужина оставили, выставили на крыльцо «думать над своим поведением».

Сидит Васька один на крыльце, грустно ему, есть хочется. Обидно — не хотел он портрет разбивать. Решил Васька пойти побродить. Недалеко от их дома был скотный двор, зашел Васька туда. Там теплее было и светлее. Идет Васька по двору, видит, сидит курица, а вокруг нее цыплята. Она кудахчет ласково, перышки им клювом чистит, крылом укрывает. И тут совсем Ваське грустно стало: вспомнил он свою маму. Та уже давно Ваську не ласкала, все больше ругалась, а если не ругалась, то казалось, и вовсе не замечала. Сел Васька в углу и заплакал.

В это время пришла из поля во двор корова Буренка. Увидела Ваську и спрашивает его:

Что ты, Васька, тут делаешь? Почему плачешь?

Выгнали меня — портрет дедушкин разбил. А плачу, потому что грустно.

Эх, Васька, что ж ты такой хулиган?

Да не хотел я его разбивать, случайно вышло, — ответил Васька. Усы его от слез совсем повисли.

Жалко стало Буренке Ваську.

Хочешь молока? — предложила она. Напоив Ваську молоком, Буренка спросила:

Ну, расскажи мне, отчего тебе грустно. Васька всхлипнул и ответил:

Вон мама-курица как своих цыплят любит: перышки им чистит, под крылом греет. А моя мама совсем меня не любит, не натворю чего, так и вовсе не заметит.

Ну что ты, Васька? Конечно, она тебя любит! А не ласкает тебя потому, что некогда ей — дел-то вон сколько, вас у нее семеро. Ты бы, чем шалить, лучше бы помог ей, вот увидишь, как она обрадуется!

Васька посмотрел на Буренку недоверчиво, но плакать перестал.

— Ступай теперь домой, тебя уж, наверное, ищут.

Пришел Васька домой, его действительно искали.

Тяжелый день был у Васьки, он быстро заснул. Проснувшись на следующее утро, он вспомнил слова Буренки. Решил помочь маме. Пришел на кухню, спросил, что сделать. Мама-кошка удивилась, но поручение Ваське дала — отправила за молоком к Буренке. Потом попросила шишки для самовара собрать. После обеда — посуду помыть. За ужином мама рассказала папе-коту, как Васька ей помогал, тот удивился и похвалил Ваську.

Устал Васька за день, лег спать, и когда он почти уже заснул, подошла к его кроватке мама и сказала:

— Спасибо, тебе, Васька, за то, что так помог мне сегодня!

Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську.

Вопросы для обсуждения:

Каким был котенок Васька?

Почему ему стало грустно?

Что он стал делать, когда ему стало грустно?

Что он подумал о маме?

Что сказала ему Буренка?

Что он стал делать после разговора с Буренкой?

Почему мама похвалила его?

Нарисуй героя сказки, который больше всех понравился.

7. Упражнение «Зеркало» (Приложение 4).

Цель: развитие способности передавать грустное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Материал: зеркало.

Инструкция: я тебе передам зеркало, а ты изобразишь свою печаль, грустое лицо, как этот мальчик (демонстрируется изображение рассерженного мальчика): брови нахмурены, рот открыт так, что видно два ряда зубов. А теперь изобрази и ты на своем лице.

Анализ:

Как изобразить грусть?

Легко получается?

8. Упражнение «Оживи кружочки».

Цель: формирование умения изображать эмоцию «грусть».

Материал: лист формата А4, цветная бумага, карандаш, ножницы.

Инструкция: о каком настроении мы говорили сегодня? Давай, попробуем нарисовать Колобка с таким настроением. (Демонстрируется пиктограмма «грусть»). Рассмотри внимательно эту картинку. А теперь возьми желтую бумагу и нарисуй круг, затем вырежи его и нарисуй грустного Колобка у себя на кружочке.

Анализ:

Грусть легче изобразить мимикой или карандашом?

9. Упражнение «Прочитай письмо» (Приложение 5).

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Материал: картинки с эмоциями.

Техника проведения: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

Инструкция: расшифруй письмо (радость, грусть).

Варианты писем и их расшифровка.

Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

Анализ:

Читать письма интересно, трудно? Почему?

Чаще всего из-за чего грустишь?

10. Упражнение «Лисичка веселая – грустная».

Цель: снятие напряжения, формирование умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Техника проведения: ребенку предлагается превратиться в лисичку веселую и грустную.

Инструкция: сейчас с тобой произойдут чудесные превращения. Ты превратишься в лисичку. Сначала веселую лисичку (как ты изобразишь?). После этого – в грустную лисичку. И, наконец, снова в веселую лисичку, когда ей купили новую игрушку.

Анализ:

Понравилась тебе твоя лисичка?

Какую лисичку легче изображать? Почему?

11. Упражнение «Парусник настроения» (упр. 2).

12. Обратная связь:

Чем мы сегодня занимались?

Какое у тебя настроение?

Что было интересного?

13. Упражнение «Прощание улыбкой».

Цель: завершение занятия.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает на прощание улыбнуться друг другу.

Инструкция: наше занятие подошло к концу, давай прощаться. А попрощаемся мы сегодня с тобой улыбкой (широкой, доброй, озорной), без слов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год