Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор» «Дом, в котором мы живём»
Психология
Автор: Макарова Людмила   
13.07.2022 21:21

Проект сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор» «Дом, в котором мы живём»Проект сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор» «Дом, в котором мы живём»

ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А. Смоленск 2021

Вид проекта: социальный, информационный, практико-ориентированный.

Объект: дети младшего дошкольного возраста.

Участники: вновь поступивший ребенок, психолог, воспитатели, врач-педиатр.

Срок реализации: 6 мес. для вновь поступивших детей, 3 мес. для ребенка, переведенного из группы в группу.

 

Скачать проект

Актуальность проекта: Процесс вхождения ребенка в коллектив сиротского учреждения очень сложный и болезненный, потому перед психологом стоит задача обеспечить смягчение данного процесса. Деятельность психолога направлена на благополучное психическое развитие ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия эмоций и чувств. Только после восстановления ребенка, снятия последствий травм, полной адаптации к учреждению можно проводить работу по его дальнейшему развитию. Дети, поступающие в дом ребенка – это дети из социально неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Ребенок оказывается в совершенно новых условиях жизни: они попадают в незнакомый, пока совершенно чужой мир детства. Новая обстановка, новые требования, четкий распорядок дня, иной стиль общения с взрослыми и детьми – все эти изменения, хотя и положительные, происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического и речевого развития. Большинство детей, поступающих из неблагоприятных условий жизни, не имеют навыков общения ни с детьми, ни с взрослыми, им свойственна эмоционально-личностная незрелость, сужен круг представлений об окружающей действительности, речь их бедна, либо вовсе отсутствует, не сформирована предметно-игровая деятельность, не сформированы культурно-гигиенические навыки. Задача персонала дома ребенка – обеспечить по возможности больший личностный контакт с ребенком, сдержанно реагировать на нарушения поведения, так как они вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое состояние. От того как пройдет привыкание ребенка к новым условиям жизни, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и дальнейшее пребывание в доме ребенка. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретет негативный опыт, он тяжелее будет адаптироваться и в последующем. Основная задача взрослых из ближнего окружения ребенка заключается в обеспечении наиболее благоприятного протекания процесса адаптации и ранней социализации. Необходимо создать такие условия нахождения ребенка, которые воспринимались бы им как безопасные и эмоционально благополучные. Кабинет психолога – это место, куда ребенок идет с желанием, так как там ему интересно и комфортно. Психолог становится для ребенка близким и значащим, так как ребенок ежедневно общается с психологом, который обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в доме ребенка.

Цель проекта: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка к условиям дома ребенка.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для преодоления стрессовых состояний в условиях дома ребенка.
  2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.
  3. Формирование доверительного отношения к окружающему миру.
  4. Воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство.
  5. Развитие психических функций: внимания, памяти, речи, мышления.
  6. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
  7. Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком в соответствии с его особенностями развития.
  8. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации.
  9. Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей дома ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития детей в период адаптации.

Предполагаемые риски:

  1. Возможное нежелание детей выполнять упражнения и играть в совместные игры.
  2. Заболевание детей.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.

Условия, влияющие на успешную адаптацию детей к дому ребенка

Телесный контакт. Частый телесный контакт (расслабляющий массаж, поглаживания, прикосновения, «Обнимашки») с взрослым, к которому привязан ребенок, помогает снять телесные зажимы, эмоциональное напряжение, боязнь, неуверенность в себе.

Эмпатия. Взрослый должен сочувствовать ребенку, сопереживать, принять ребенка таким, какой он есть и доброжелательно к нему относиться.

Личное внимание. Взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в личном внимании. Малыш в стрессовом состоянии воспринимает только то воздействие, которое адресовано лично ему.

Похвала и поощрение. Необходимо чаще хвалить «новичка» в присутствии других детей, отмечать его успехи, это способствует формированию качеств эмоционально — благополучного ребенка. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции участвуют в психическом развитии ребенка, его социальной адаптации.

Игра. Игра – основной вид деятельности ребенка. Взрослый обеспечивает свободный доступ и выбор игр по желанию ребенка, что способствует формированию самостоятельности и инициативности, удовлетворению естественных потребностей ребенка в игре.

Сотрудничество с взрослым – одно из важных условий успешной адаптации малыша в доме ребенка. Познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой ситуации, а в сотрудничестве с взрослым в рамках предметной деятельности ребенок получает удовлетворение познавательных потребностей, радостные эмоции, которые способствуют формированию вербальных средств общения.

Преобладание невербальных средств общения над вербальными. Дети испытывают трудности в общении с окружающими, а в адаптационном периоде многие вообще не пользуются речью. «Ребенок-новичок» активен при выполнении заданий только невербального характера.

Игры-занятия по методике М. Монтессори создают условия для успешного исследования малышом окружающего мира и возможность быть самостоятельным в выборе стимульного материала, что способствует формированию любознательности и познавательной активности. В процессе игры ребенок непроизвольно вступает в речевое взаимодействие.

Коммуникативные игры направлены на формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении и доброжелательном отношении к взрослым и детям.

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятное течение адаптационного периода у детей, снижение заболеваемости в период адаптации, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, навыков общения друг с другом и взрослым, а также базового доверия к окружающему миру.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции у воспитателей дома ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития детей в адаптационный период.

Гипотеза: если использовать комплексный, системный подход в организации процесса адаптации, в основе которого лежит система мер направленных на создание благоприятных условий адаптации детей 2-4 лет, то это позволит детям, находящимся в адаптационном периоде значительно легче перенести тот период.

Ресурсы проекта:

  1. Произведения устного народного творчества: сказки, потешки, поговорки, побасенки.
  2. Арт-терапевтические методы (песочная терапия, сказкотерапия, музыка)
  3. «Сухой бассейн».
  4. Игры с водой.
  5. «Су – Джок» терапия.
  6. «Монтессори – игры».
  7. Коммуникативные игры
  8. Психогимнастика в сенсорной комнате.
  9. Здоровьесберегающие технологии.

Степени адаптации детей к условиям дома ребенка

  1. Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15 – 20 дней, иногда и раньше. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижена. Ребенок не болеет в период адаптации. Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. В условиях дома ребенка такая адаптация бывает при правильной организации всего воспитательно — оздоровительной процесса и в тех случаях, когда ребенок переводится из группы в группу.
  2. Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна, аппетита нормализуется через 20 – 30 дней; период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 — 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие заболеванию, которое при адаптации средней тяжести возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и без осложнений). Подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них отклонения в состоянии здоровья или если в доме ребенка плохо организована оздоровительно – воспитательная работа. Проявления адаптации средней тяжести могут наблюдаться при переводе ребенка из группы в группу или при поступлении из стационара в дом ребенка и в более старшем возрасте.
  3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Тяжелая адаптация протекает в двух формах:
  4. 1. При первой форме ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления, а затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение первого года пребывания в детском учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время. Это не может отразиться на общем состоянии организма ребенка, его реактивности, на показателях физического и нервно – психического развития. На втором году пребывания в детском учреждении ребенок болеет реже и постепенно начинает адекватно реагировать на обстановку. Тяжелая форма адаптации встречается у семейных детей, имеющих в анамнезе вредные воздействия биологического характера (токсикозы беременности у матери, осложнения родов, заболевания в период новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья ещё до поступления в детское учреждение.
  5. 2.Адаптационный синдром.

В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию:

  • Поступление ребёнка из больницы;
  • Поступление из семьи;
  • Переход из изолятора, приемно-карантинной группы в группу;
  • Переход из группы в группу, сопровождающийся сменой персонала;
  • Усыновление;
  • Перевод в детский дом;

Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома.

У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

План работы по реализации проекта

1 этап — информационно-аналитический

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Мероприятия:

  • Сбор информации о детях, поступивших в дом ребенка (Приложение 1, 2)
  • Диагностика уровня адаптации ребенка (Приложение 4)

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком в группе, во время прогулки.

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации».

2 этап – практический

Цель — реализация практической части проекта

Мероприятия:

  • Коррекционно — развивающие занятия с детьми 2-4 года, 2 раза в неделю по 10-20 минут.

Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.

  • Консультирование воспитателей (психолог, врач-педиатр)
  • Разработка рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с детьми в период адаптации (психолог, врач-педиатр)
  • Помощь психолога в разработке плана работы воспитателя по адаптации детей к дому ребенка (Приложение 4)
  • Подготовка картотеки адаптационных игр
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год