Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Майнд-фитнес» — технология развития когнитивных способностей в дошкольном возрасте»
Психология
Автор: Зиновьева Анна Федоровна   
03.04.2023 16:12

«Майнд-фитнес» — технология развития когнитивных способностей в дошкольном возрасте»«Майнд-фитнес» — технология развития когнитивных способностей в дошкольном возрасте»

Зиновьевой Анны Федоровны, педагога-психолога первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район

С появлением новых информационных технологий у человека стала пропадать способность читать длинные тексты, удерживать в памяти сюжетную линию, концентрироваться на деталях прочитанного. В привычку вошли быстрые просмотры новостных лент, постов в соцсетях, рекламы и другой короткой разнородной информации. Появился новый вид мышления – клиповое (от англ. clip «фрагмент текста», «вырезка»). Следствием такой трансформации стало «засыпание» активных нейронных связей, снижение нейропластичности головного мозга и его познавательных функций. «Майнд-фитнес» – новая образовательная технология, позволяющая улучшать нейропластичность мозга и развивать когнитивные способности в любом возрасте. Данный термин впервые был употреблен в 2014 г. Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» в издании «Атлас новых профессий», где представлены исчезающие профессии и те, которые будут востребованы до 2030 г. В разделе «Образование» рассматривается тренер по майнд-фитнесу как «специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя».

 

Исходя из личного опыта работы, трудно найти дошкольника без речевых нарушений, за последние годы увеличилось количество детей, речь которых не появляется до 3 лет, у детей с ОНР часто прослеживаются неравномерность психического развития, а также недостаточность когнитивных функций. Незрелость определенных мозговых образований проявляется недостаточным уровнем сформированности высших психических функций, моторными нарушениями, расторможенностью, различными речевыми расстройствами. Методы, направленные на устранение симптомов и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня не всегда оказываются эффективными. Именно поэтому технология майнд-фитнеса будет успешна в работе с детьми с ОВЗ.

Технология майнд-фитнеса включает систематические упражнения, которые являются симбиозом целого комплекса физических и интеллектуальных упражнений, результатом которых является человек, умеющий:

  • работать с большим количество информации;
  • работать со своей речью;
  • находить нужную информацию в короткие сроки;
  • отсеивать то, что наносит вред здоровью или психике;
  • ставить конкретные цели и подбирать задачи под них.

Ученые разработали на этот счет специальные техники и нейропсихологические упражнения. Речь идет о науке, которая изучает связь деятельности мозга и психики. Простыми словами, она «учит» мозг работать быстрее и результативнее.

Нейропсихологические упражнения (гимнастика мозга) – это система упражнений для активации мозговой деятельности.

Принципы действия:

  1. Развитие определенных участков мозга.
  2. Создание новых нейронных сетей.

Задачи:

  1. Координация работы левого и правого полушария
  2. Целенаправленное развитие полушарий.
  3. Развитие интеллектуальных способностей (память, мышление, внимание, воображение).

Основная специализация левого полушария – логическое мышление. Оно отвечает за:

- Язык и речь.

- Логика, анализ.

- Понимание слов.

- Математические способности.

- Последовательная обработка информации.

Основная специализация правого полушария – творческие способности, интуиция. Выполняет функции:

- Обработка невербальной информации.

- Ориентация в пространстве.

- Музыкальность.

- Воображение художественных способностей.

- Эмоции.

- Параллельная обработка информации.

- Распознание лиц.

Левое полушарие контролирует движение правой половины тела, а правое полушарие контролирует левую половину тела. Майнд-фитнес помогает на нейронном уровне создать новые связи, заставить «спящие» клетки снова активизироваться. Существует множество упражнений по нейропсихологии для детей. Эти игровые упражнения подходят для детей от пяти лет, например:

Рисуем двумя руками

Упражнение усиливает межполушарную взаимосвязь и оптимизирует динамику процессов познания, интеллекта дошкольников и младших школьников.

«Движения выполняй, только руку поменяй!»

Как интересно и полезно менять руку при выполнении привычных занятий, таких как чистка зубов, расчесывание волос и т.д. Если движения выполняли правой рукой, то необходимо научится выполнять действия левой. Вскоре вы заметите, как легко и быстро вы можете переключиться с одного дела на другое.

«Глаза закрывай и задания выполняй!»

Делать что-либо с закрытыми глазами можно не только в переносном, но и в буквальном смысле.

Детям можно предложить выполнить с завязанными глазами:

  • нужно убрать игрушки или собрать вещи на занятия
  • шнуровка предметов
  • одеть или раздеть куклу
  • действия с конструктором
  • передача мяча по кругу и т.д.

«Немой телевизор».

Включите фильм или передачу без звука. Задача ребенка «озвучить» то, что происходит на экране, «читая» по губам. Трудно по губам? Можно следить за мимикой актеров, пытаться угадать сказанное по жестам. Получается два в одном: и развитие мозга, и занятия актерским мастерством.

Нейробика (кинезиологические упражнения).

Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее можно смело включать в режим дня.

Упражнение «Жаба»

Упражнение «Кольцо»

Упражнение «Ухо – нос»

Упражнение «Зеркальное отражение»

Нейропсихологическая игра «Повтори» данные упражнения помогают увеличить скорость мышления и реакции, улучшают память, тренируют умение анализировать. Это жизненно необходимые навыки для адаптации к стремительно меняющемуся миру.

Многие родители часто забывают о тесной связи мозга с телом ребенка. Однако умение владеть своим телом напрямую влияет на когнитивные процессы, в этом отлично помогут тренажеры для майнд-фитнеса: «гимнастика для ума» и «карта тела» Ш. Т. Ахмадуллина. Простые движения, выполнить которые на первый взгляд очень легко, тренируют межполушарные взаимодействия, улучшают координацию и ориентацию в пространстве, тренируют внимание, память, благоприятно влияют на мышление и речь и развивают у ребенка восприятие схемы тела. Одной тренировки недостаточно, чтобы достичь желаемого результата необходимо такие упражнения выполнять от 20 до 30 дней по 15-20 минут в день.

Освоение данной технологии необходимо не только современным детям, но и педагогам. Майнд-фитнес – технология, которая направлена на развитие навыков, являющихся универсальными для специалистов разных отраслей. Необходимость развития памяти, концентрация внимания, логического мышления и других когнитивных навыков обусловлена самой жизнью с ее стремительным темпом и быстро меняющимися условиями. Обводя собственное подсознание вокруг пальца, и даря ему возможность расслабиться, вы прокачиваете ключевые когнитивные функции и навыки, владение которых незаменимо в нашем стремительном и потрясающе-интересном мире.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год