Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Меры профилактики профессионального выгорания педагогов
Психология
Автор: Тыщук Наталья Вячеславовна   
07.02.2024 23:40

Меры профилактики профессионального выгорания педагоговМеры профилактики профессионального выгорания педагогов

Специфика работы педагогов с ее высокой эмоциональной включенностью, большим числом социальных контактов и ответственности, оказывает серьезное влияние на подверженность данной профессии профессиональному выгоранию.

Синдром профессионального выгорания — состояние физического, эмоционального и умственного истощения тех людей, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего «выхода». Оно ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов человека.

 

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах [1].

Синдром профессионального выгорания развивается поэтапно, согласно определённым фазам:

1. Предупреждающая фаза:

  • чрезмерное участие – излишняя активность, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач, ограничение социальных контактов;
  • истощение – чувство усталости, бессонница и т.д.

2. Снижение уровня собственного участия:

  • по отношению к коллегам, ученикам и др. (выражается в переходе от помощи к контролю и надзору, обвинение других людей в собственных неудачах, проявление негуманного подхода к людям);
  • по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие);
  • по отношению к профессиональной деятельности (сопротивление в выполнении своих обязанностей, опоздания, уход с работы раньше времени и др.);
  • возрастание требований – потеря жизненного «идеала», зависть.

3. Эмоциональные реакции:

  • депрессивное настроение – снижение самооценки, частое чувство вины, апатия;
  • агрессия – защитные установки, подозрительность, конфликты с ближайшим социальным окружением.

4. Фаза деструктивного поведения:

  • сфера интеллекта – снижение концентрации внимания, ригидность мышления;
  • мотивационная сфера – снижение эффективности деятельности, отсутствие инициативы;
  • эмоционально-социальная сфера – одиночество, безразличие, избегание неформальных контактов, при общении, избегание тем, связанных с работой.

5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета, отсутствие способности к релаксации в свободное время, тахикардия, головные боли.

6. Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности

жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность [1].

Особенностями профессионального выгорания педагогов является эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. [2].

"Болезнь лучше предупредить, чем ее лечить", это выражение подходит и для профессионального выгорания. Что-же нужно делать педагогу, для снятия эмоционального перенапряжения и профилактики выгорания?

Используя методы релаксации, саморегуляции, может ликвидировать первые симптомы синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:

  • Попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации; Самоубеждения, самоприказы, вызывающие спокойное состояние — «Я спокойна!», «Стоп!», «Все будет хорошо!»
  • Концентрация внимания на чем-то: рассматривание цветов в помещении, вслушивание в звуки за окном;
  • Глубокое дыхание;
  • Снятие мышечного напряжения — различные движения типа подтягивания, расслабления мышц;
  • Общение с животными;
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так [3].

Также своевременная профилактика выгорания включает в себя следующие приемы:

  • Цветотерапия

Цветотерапия относится к популярным направлениям психотерапии. Научное обоснование использование цвета получило в середине XIX в., благодаря опытам французского астронома Флариммона. Он исследовал влияние цвета на растения.

В России тоже был ученый, который внес свой вклад в теорию цветотерапии. Это известный психоневролог В.М. Бехтерев. Он установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, а синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения.

Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длинна волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела «работает» на определенной электромагнитной частоте, изменение этой частоты приводит к изменениям в функционировании органа.

  1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым способом- использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.
  2. Также действует одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения Вы ощущаете усталость, плохое настроение, то Вам лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых тонов.
  3. Если после утреннего пробуждения испытываете избыток энергии, лучше надеть одежду успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.
  4. Для повышения настроения, место где в течение дня проводите больше всего времени, рекомендуется оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядится энергией.
  5. При плохом настроении можно применить методику визуализации. Для этого воображаемой кистью окрасить помещении, в котором находитесь в данный момент, в приятный для Вас цвет и погрузится в состояние расслабленности.

Но цвет не только лечит, он может и навредить, если его применять неправильно. Противопоказанием к применению следующих цветов являются:

  • Красного- гипертония, повышенная возбудимость, агрессивность, злость;
  • Синего- гипотония, депрессия, чувство страха;
  • Фиолетового- депрессия, угнетенное состояние;
  • Желтого- повышенная возбудимость;
  • Зеленый цвет противопоказаний не имеет [4].
  • Ароматерапия

история ароматерапии начинается с глубокой древности. Древние греки, египтяне использовали ароматы в течение всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье, красоту и молодость. В древнем Китае, Индии перегонка паров растений была поставлена на высокий уровень. Секреты выработки эфирных масел сохраняли и передавали от родителей к детям.

Сейчас ароматерапия- одна из популярных, развивающихся областей психотерапии. Ароматерапия-это наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека.

Способы распространения эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж.

Эфирные масла оказывают влияние на эмоции человека. Каждому эфирному маслу свойственно определенное действие.

Ароматы которые применяются при:

  • переутомлении апельсин, бергамот, герань, ель, лаванда, лимон, ладан, мята, роза;
  • депрессивных состояниях- корица, лаванда, пихта, роза, шалфей;
  • раздражительности- анис, ель, кипарис, мандарин, мелисса, можжевельник [4].

Список литературы:

  1. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 34-56.
  2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. // Трудный пациент. – 2009. – № 12. – С. 10-13.
  3. Иванова, Л. А. Профессиональное выгорание педагога / Л. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 709-711. — URL: https: //moluch. ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 23. 12. 2023).
  4. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.) /Серия "Психологический практикум". -Ростов н/Д: Феникс, 2005. -320с. — С.255-261
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 23 (339) выйдет
9 июля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год
Скачать Номер 19 (335) за 2024 год
Скачать Номер 18 (334) за 2024 год
Скачать Номер 17 (333) за 2024 год
Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год