Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности общения педагогов с родителями воспитанников, вернувшимися с СВО
Психология
Автор: Селиванова Наталья Борисовна   
19.03.2024 14:11

Особенности общения педагогов с родителями воспитанников, вернувшимися с СВООсобенности общения педагогов с родителями воспитанников, вернувшимися с СВО

Новое время определяет нам особенности общения с родителями участниками СВО. Это люди, которые пережили не просто жизненные трудности, а жестокое сражение с врагом, потерю своих сослуживцев. Люди, которые столкнулись с крайней жестокостью и смогли противостоять ей.

Участники СВО возвращаются домой раненными, не только физически, но ив состоянии психологической травмы.

Нам необходимо начинать с ними общение:

Первое– понимание.

Травмирующие события накладывают свой отпечаток на нервную систему человека, на его поведенческий навык и вынужденную адаптацию в обществе, которое не участвовало в военной операции. Это способствует проявлениюсильнейшей психической нагрузке на их эмоциональное состояние.

 

Через какой-то период, после перенесенной смертельной опасности (перенесённой достаточно стойко, с защитным здоровым онемением души или с огненной отвагой в сердце) прежняя полноценная защита психики истощается и открывается уже защита болезненная — ПТСР. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это состояние, при котором человек застревает в травме. Он проживает события прошлого здесь и сейчас, его преследует тревога, страх.

Необходимо помнить, что влияние военных действий формирует у человека специфические потребности такие как — быть понятым и потребность быть социально признанным.

У участника СВО имеется потребность быть принятым в систему социальных связей и отношений в мирной жизни с более высоким, чем прежде, социальным статусом – он герой, который рисковал своей жизнью оберегая покой жителей страны. И имеется потребность в избавлении от психической напряженности.

В общении с ними (участниками СВО), необходимо учитывать, что в большинстве, это люди с «обнаженной», незащищенной психикой.

Нам, не знающим обстрелы, взрывы, не видевшим разорванные тела своих товарищей, трудно будет понять их жесткую манеру общения, но мы должны помнить об этом. Поэтому с ними необходимо другое общение.

Другая категория людей, у которых наблюдается положительный вектор влияния войны. Этот вектор приводит к формированию психологических образований, которые сегодня квалифицируются как посттравматический рост. Это процесс, при котором в борьбе с последствиями психологической (или физической) травмы — личность становится устойчивее, сильнее, увереннее в себе, тем самым обретает ещё большую способность к выживанию.

Последствия положительного вектора, могут быть направлены на себя, а так же на окружающих, на деятельность и на жизнь в целом.

Каждый человек индивидуален, поэтому мы должны научиться понимать их и общаться экологично.

Мы педагоги должны научиться этому первыми и показывать пример другим окружающим нас людям.

Второе–общение.

Необходимо помнить, что эти люди стремятся полностью перенаправить свои интересы в сторону частной жизни, избегая всяких разговоров на военные, политические темы.

При общении с участниками СВО, необходимо прислушиваться к своимвнутренним ощущениям и понимать, когда ваше общение становится затруднительным.

Прежде чем начинать беседу с родителем, участвовавшим в СВО, педагогу самому необходимо находиться в ровном эмоциональном состоянии. Беседа, начатая в состоянии переутомления или возбуждения, будет способствовать обострению общения. И если у вас в данный момент имеется эмоциональная неустойчивость, необходимо отменить и перенести беседу.

Нам необходимо освоить доступные методы коммуникации с данной категорией людей.

Так же перед началом разговора необходимо проанализировать и эмоциональное состояние предполагаемого собеседника. Обратить внимание на его движения, эмоции и мимику, оцените, на сколько человек готов участвовать в беседе. И только после этого принимайте решение начинать беседу или нет.

Во время общения внимательно наблюдайте за ответными реакциями собеседника:

  • мимикой
  • покраснением лица
  • жестами
  • темпом и тембром речи
  • содержанием высказываний

Учитывая эти признаки, подумайте и примите решение начинать разговор или нет.

Щадящие способы общения педагога с родителями участниками, ветеранами СВО:

  • Необходимо помнить, что напоминание ветерану о его военных днях – может обострить его и так ранимую психику. Поэтому нужно отказаться от вопросов, связанных с темой участия в военных действиях.
  • Так же необходимо проявлять уважение. Это не просто уважительные, вежливые слова, но и внутреннее почитание такого человека. Энергетика общения чувствуется, поэтому при общении собеседник почувствует, какие мысли вас сопровождают при общении с ним.
  • Нужно найти положительные моменты в общении, т.е мы наблюдаем и подчеркиваем, что родитель может принять информацию, спокойно слушает ее. Об этом можно сказать своему собеседнику, что вам приятно его понимание, принятие важной для воспитания ребенка информации. На негативные моменты общения такого родителя мы должны реагировать с пониманием.
  • Также нужно внимательно слушать собеседника и давать ему обратную связь. Когда человек при общении понимает, что вы его слышите, он становится более спокойным.

Как давать обратную связь собеседнику:

Вариант 1 возможной беседы: если вы почувствовали, что участника беседы беспокоит какой-то вопрос, то нужно уточнить что его беспокоит. Вы возвращаете ему содержание разговора своими словами, например: «Я правильно вас поняла, что вы волнуетесь, за то, что ваш ребенок дома громко кричит (разговаривает) То есть вы повторяете его формулировку обращения к вам, незначительно изменяя фразу партнера по общению.

Если собеседник подтверждает, предложенную вами версию, то вы можете порекомендовать, чем занять ребенка дома, чтобы обстановка стала более спокойной.

Вариант 2 возможной беседы: родитель возмущается неверным, на его взгляд, общением педагога с его ребенком. Ваш ответ, такой же как в первом варианте — уточнение, того что вы правильно его поняли. После подтверждения вашего понимания, учитывая, что человек возбужден, вы даете отсроченный ответ: «Я подумаю, какой подход лучше найти к ребенку и попробую его. Потом мы вместе с вами обсудим, подходит ли ему данный вариант общения с педагогом», и завершить беседу.

Другие варианты снижения напряжения в общении:

Можно ответить:

  • «Возможно, вы в чем-то правы, я подумаю над этим». Этот ответ дает возможность родителю успокоиться, понять, что его услышали и готовы принять меры. Также же это дает возможность отодвинуть возникающую острую ситуацию.
  • Сказать, что в чем-то вы правы, а в чем-то прав ваш собеседник.
  • Свести проблему к шутке.
  • Перевести разговор на другую тему.
  • Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас.
  • Заявить, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к этой теме в другой раз, например, завтра.

Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать. Далее вы анализируете информацию о претензии объективно, сначала требуется проявить свое эмоциональное реагирование в отсутствии кого-либо (это необходимо для бережного отношения к своему эмоциональному, экологичному миру).

Неприятие инакомыслия может затруднять ваше общение. Ведь мысли другого человека появились из каких-то источников, которые, возможно, сформировались у него как аксиома. Поэтому отрицание, что собеседник неправильно мыслит, приводит к агрессии или конфликтному обострению беседы. Ожидание педагога, что его сейчас же поймут, может привести к тому, что возникнет конфликт. Ваша установка, настойчивость на том, что ваше мнение правильно и окончательно верное, может застать вас врасплох, и вы можете оказаться в неустойчивом эмоциональном состоянии. Поэтому необходимо отказаться от установки, что вы будете поняты собеседником. Быть к этому готовым поможет услышать своего собеседника и даст возможность найти другие факты для доказательства своей точки зрения с учетомточки зрения оппонента. Это так же позволит сохранить свое эмоциональное состояние в общении с человеком, принять другую точку зрения (родителя с ПТСР).

В одной беседе необходимо обсуждать одну тему. Разговор лучше начинать с неформальной беседы. Чтобы перейти к обсуждению проблемного поведения ребенка, необходимо начать с оповещения положительных качеств воспитанника, уделить этому больше внимания. А затем оповестить о том, что вас беспокоит в развитии обучающегося. Закончить разговор о проблеме необходимо с уверенностью, что и родители и педагоги, если будут действовать в едином стиле взаимодействия с ребенком, смогут решить данную проблему.

Третье – окружающие условия беседы

Обстановка, в которой вы проводите беседу, должна быть спокойной. Ваш голос должен быть спокойным, ровным; темп речи слегка замедленным. Если в группе неожиданно раздается крик какого-то ребенка из группы, то необходимо извиниться и пойти к ребенку. Продолжать разговор по причине возникновения громкого, резкого звука бессмысленно, так как человек непроизвольно погружается в травмирующую ситуацию. Обозначьте, что в следующий раз вы продолжите разговор в более спокойной обстановке.

Если во время разговора вы почувствовали внутреннее волнение, раздражение, можно выполнить упражнение для выравнивания своего эмоционального состояния, незаметно для собеседника:

Релаксационное упражнение «зажми палец»: положите большой палец руки на середину ладони и сделайте вдох. Затем сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем ослабляйте сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Это упражнение можно выполнять незаметно для собеседника. Теперь попробуйте, уже после завершения беседы с родителем, выполнить это упражнение с закрытыми глазами, способствует эффективному выравниванию эмоционального состояния.

Успехов Вам и компетентного общения в любой ситуации!

Педагог-психолог Селиванова Наталья Борисовна. МБОУ «С (к) НШ-ДС№2» г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Литература:

1. Психологическая газета www. psy. su. Статья Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий. Автор Караяни Александр Григорьевич.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 23 (339) выйдет
9 июля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год
Скачать Номер 19 (335) за 2024 год
Скачать Номер 18 (334) за 2024 год
Скачать Номер 17 (333) за 2024 год
Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год