Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»
Психология
Автор: Казанская Наталья Анатольевна   
23.03.2024 13:35

«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»

«Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности»

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности

  1. Понятие «Медико–психолого–педагогическое сопровождение».
  2. Цель, задачи сопровождения, основные субъекты.
  3. Направления взаимодействия.
  4. Взаимодействие с участниками воспитательно-образовательных отношений:
  • воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • медицинский персонал.

5. Развивающая предметно-пространственная среда.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

7. Вывод.

  1. Психолого–медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  2. Цель сопровождения в ДОУ — создать психолого–медико–педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Задачи психолого–медико–педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • совершенствование предметно — пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психоло-медико-педагогического воздействия в ДОУ являются:

  • дети;
  • воспитатели, педагоги, специалисты;
  • родители.

3. Направления взаимодействия

Взаимодействие строим по следующим направлениям:

  1. направление – диагностическое
  2. направление — коррекционно — развивающее
  3. направление — оценочно-аналитическое
  4. направление — ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

Диагностическое направление, в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии. Все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка (АОП). Итоги диагностики обсуждаются на экспресс-обзорах.

2 направление – КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕЕ

В рамках данного направления происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Данное направление будет раскрыто во взаимодействии специалистов разного профиля.

3 направление — ОЦЕНОЧНО — АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Направление предполагает оценку результатов коррекционно – развивающей деятельности воспитанника. Итоговые диагностики каждого специалиста в конце учебного года, экспресс-обзоры, оформление характеристик выпускников.

4. Взаимодействие с участниками воспитательно — образовательных отношений

Воспитатель, учитель- логопед, учитель- дефектолог

  • Закрепление (по возможности) правильного произношения звуков;
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики;
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • Формирование связной речи.
  • Оказание помощи в проведении диагностического обследования детей (мониторинг);
  • Ознакомление с результатами диагностического обследования уровня речевого развития воспитанников группы;
  • Совместное участие в экспресс — обзорах групп;
  • Разработка рекомендаций по индивидуальному сопровождению ребенка;
  • Участие в корректировке и реализации АОП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Сбор информации о проблемных детях в группах;
  • Консультативно-информационная помощь педагогам группы при изучении особенностей развития детей; ( «Пятиминутки»);
  • Оформление информационных стендов по лексическим темам (совместное обсуждение);
  • Совместная реализации единого тематического планирования (Логопедические пятиминутки, информационные стенды, «Папки взаимодействия с воспитателями»);
  • Проведение консультаций по различным вопросам коррекционно-образовательной работы (по индивидуальному запросу);
  • Построение развивающей среды (оказание помощи в подборе материала);
  • Предоставление материалов (дидактических игр и упражнений, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи) для коррекционного мини-центра в группе;
  • Совместная работа с родителями (участие в собраниях, анкетирование);
  • Изучение и реализация новых подходов в обучении детей с ОВЗ (участие в педсоветах, семинарах, семинарах-практикумах, посвященных проблемам коррекционно-образовательной работы с детьми; взаимопосещение занятий);
  • Совместная подготовка к праздникам, досугам (подбор и распределение речевого материала для воспитанников, разучивание стихотворений к праздничным мероприятиям); совместная подготовка воспитанников к конкурсам различного уровня;
  • Участие в совместной проектной деятельности.
  • Взаимодействие с социальными партнерами – посещение библиотеки (сопровождение воспитанников).

Взаимодействие с педагогом – психологом

Психологическое сопровождение детей является очень важным звеном педагогического взаимодействия.

Воспитатели и специалисты выполняют рекомендации педагога-психолога ( «Папка взаимодействия»).

Взаимодействие с инструктором по физической культуре

  • Использование физкультминуток в режимных моментах и в ходе ООД (воспитатели, учитель-логопед);
  • Дыхательная гимнастика (воспитатели, учитель-логопед);
  • Проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна (воспитатели);
  • Проведение развлекательных мероприятий (праздники, досуги);
  • Сопровождение воспитанников на занятиях по физической культуре, оказание помощи.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Совместная подготовка к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям с их последующим обсуждением. Учитель-логопед помогает воспитателям в распределении речевого материала, разучивает с детьми стихи.

Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ

  • Сбор анамнестических данных детей (учитель-логопед);
  • Совместное участие в экспресс- обзорах;
  • Выполнение рекомендаций врача учреждения по необходимым ограничениям.
  • Участие в составлении образовательного маршрута.

5. Развивающая предметно — пространственная среда группы

Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, стимулирует развитие всех потенциальных, индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

Развивающая среда группы содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых.

Организацию развивающей среды необходимо строим таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, речевую, эмоциональную, двигательную деятельность детей так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Развивающая предметно – пространственная среда, отражающая взаимодействие педагогов и специалистов, может включать:

- Интерактивную доску

- Информационный стенд

- Коррекционный уголок

- Картотеки

- Спортивный уголок

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями)

  • Проведение индивидуальных консультаций по итогам диагностического обследования уровня развития ребёнка, по вопросам коррекции выявленных нарушений, формирование у родителей оптимистических установок в отношении возможностей ребенка и обучение их доступным приемам коррекционно-развивающего воздействия;
  • Индивидуальные консультации (по запросам родителей (законных представителей) и согласно графику (совместно с ребенком); учет проведенных консультаций — «Журнал консультирования родителей»;
  • Участие в групповых родительских собраниях (начало, конец учебного года);
  • Демонстрация индивидуальной деятельности коррекционной направленности (показ индивидуальных (фрагментарно или в полном объеме) и подгрупповых занятий);
  • Наглядная агитация: оформление информационных уголков для родителей; организация выставок;
  • Привлечение родителей к активному участию в профилактике речевых нарушений у детей, предоставление дидактических материалов для совместных занятий с детьми дома;
  • Использование эффективных форм взаимодействия с семьей (сайт ДОУ, презентация методов коррекции речевых нарушений с использованием интерактивной доски).

7. Вывод:

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах работы, их комплексность — залог успеха в коррекционно-образовательной деятельности.

Данная «Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ» наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с ОВЗ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год