Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НЕЙРОГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Психология
Автор: Сафиулина Олеся Анатольевна   
18.06.2024 07:21

НЕЙРОГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.НЕЙРОГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Сафиулина О. А. студентка 1 курса магистратуры факультета дошкольного образования ЮУГГПУ, г.Челябинск, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №481г. Челябинск»

Аннотация. В данной статье представлен нейропсихологический подход в работе психолога и внедрение нейропсихологических упражнений с помощью разработанной коррекционно-развивающей программы. Программа направлена на профилактику и коррекцию двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений у детей раннего возраста. Цель работы – расширение педагогического опыта для формирования представления о нейропсихологическом подходе в работе с детьми раннего возраста.

 

скачать конспект

Каждый ребенок при поступлении в детский сад испытывает стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии порой приводят к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. В последние годы также обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый второй ребенок сегодня развивается, имея уже багаж неблагоприятных факторов. Некоторым, еще при рождении, ставятся диагнозы: асфиксия, родовая травма, гипертензионный синдром и т. д. В детском саду такие дети, как правило, получают диагнозы — ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и т. п. И только комплексное воздействие со стороны всех специалистов, а также в тесном взаимодействии с родителями, позволяет достичь наилучших результатов в предотвращении и коррекции нарушений развития.

Говоря о практическом опыте, мы должны осознавать всю неизмеримую пользу проведения совместных занятий воспитателей и психологов, психологов и логопедов, а именно, об интеграции всех областей знаний в образовательном процессе. Именно это приводит к активному взаимодействию и обмену опыта, а также к увеличению эффективности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми в ДОУ. Таким образом, ежегодная задача специалистов ДОУ — разработать систему адаптационных игр и упражнений, которую можно внедрять уже в ясельной группе на первых этапах адаптации. Такая система занятий, в первую очередь, должна быть направленна на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, плавно перетекая в формирование пространственных представлений, основных компонентов речи и эмоционально-волевых качеств личности.

Исходя из опыта нашей работы, мы заметили, что именно нейропсихологический подход оказывается одним из наиболее эффективных методов работы с детьми раннего возраста. Почему именно нейропсихология?

Нейропсихология – наука, находящаяся на стыке психологии и нейрофизиологии, именно она нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами.

Хотелось бы выделить три основных критерия выбора данного направления:

  • Диагностика – в момент нейропсихолгогических упражнений выявляются проблемы ребенка, а именно недостатки того или иного психическоого процесса, на который будет направлена наша дальнейшая коррекционная работа;
  • Игра – все упражнения можно проводить в игровой, увлекательной, а также здоровьесберегающей форме;
  • Коррекция – используя элементы нейроупражнений в ежедневной образовательной деятельности, мы естественным способом развиваем такие психические процессы как ощущение, внимание и память.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Согласно А. Р. Лурия, нарушения речи часто возникают вследствие органических или функциональных повреждений головного мозга. В связи с этим у детей с расстройствами речевой функции зачастую наблюдаются различные сопутствующие нарушениям мозга расстройства психической деятельности: нарушения и задержки психического развития, эмоционально-волевой сферы, умственного развития, нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности [2]. А. Р. Лурия, изучая речь как единую сложную систему, утверждает, что недостаточное стимулирование органов чувств в период формирования вестибулярной системы может способствовать развитию не только нарушений пространственных ощущений, но и таких проявлений, как нарушения речи, памяти, внимания и других высших психических свойств [2].

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга. В раннем возрасте, в период адаптации, мы берем упражнения, направленные на тренировку 1 блока -регуляции тонуса и бодрствования.

В момент адаптации такая коррекция может проходить в игровой форме, в режимных моментах, совместными усилиями психолога, логопеда, воспитателей и самих родителей. На родительских собраниях и консультациях, необходимо рассказать родителям о содержании и структуре «Метода замещающего онтогенеза», комплексами упражнений, которые вы будете использовать в момент адаптации, с элементами и особенностями выполнения таких упражнений.

Исходя из полученного опыта, в нашем детском саду была разработала коррекционно-развивающая программа «Нейрошкола для малышей», это система упражнений на формирование психомоторных координации для детей раннего возраста.

Корекционно-развивающая программа рассчитана на 16 часов. Все занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю. В процессе реализации программы для детей раннего возраста были использованы следующие принципы работы: принцип активности, принцип «от простого – к сложному», принцип учета объема и степени разработанности материала [1]. Теоретическую базу авторской коррекционно-развивающей программы составили: концепция закономерностей развития и иерархического строения мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза».

Каждое занятие имеет трехступенчатую стриктуру. На первых этапах мы вводим только дыхательные упражнения, постепенно добавляя упражнения второго этапа – растяжки и релаксацию. И только после закрепления и отработки навыков – упражнения общедвигательного репертуара.

1. Дыхательные упражнения.

Дыхание оптимизирует кровообращение, обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания, дает предпосылки развитию речевого аппарата.

Первый этап коррекционного занятия необходимо начинать с дыхательных упражнений. Воспитатетелям рекомендуем вводить дыхательные упражнения на прогулке и на занятиях физкультурой. Задача таких «включений» — научить ребенка дышать правильно. В этом случае необходим индивидуальный подход к каждому малышу – для контроля за полнотой дыхательных движений кладем одну руку ребенка на грудь, другую на живот и производим совместные вдохи и выдохи.

2. Упражнения растяжки и релаксации.

Растяжка – важный этап в профилактики и коррекции всего процесса развития. Цель этих комплексов упражнений – скорее не снятие блоков и зажимов, а диагностика существующей патологической ригидности мышц. Этот этап важен в развитии сенсомоторной сферы ребенка с младенческого возраста. Многие упражнения необходимо выполнять в пассивном варианте, помогая ребенку выполнять конкретные движения своими руками – «повороты головы», «бревнышко». Внедряя элементы растяжек в педагогический процесс, воспитатели отмечают эффективность. Они используются многими воспитателями как физкультминутки или, наоборот, для того, чтобы дети подсобрались, сосредоточились в начале занятия. Выполнение таких упражнений помогает ребенку в момент адаптации успокоится, вступить в эмоциональный контакт с воспитателем.

Когда вы помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку: они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками[3].

В комплекс упражнений с растяжкой мы советуем включать релаксацию для восстановления приобретенного опыта в момент упражнения. В те моменты, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы.

3. Упражнения общедвигательного репертуара

Анна Владимировна Семенович называет этот этап в методе замещающего онтогенеза главной осью. Как говорил Лурия А.Р. — «Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития» [2].

Цель данного комплекса упражнений – научить ребенка владеть своим телом в пространстве, сформировать понятие о собственном теле, о его возможностях и заложить задатки абстрактных пространственных представлений.

На данном этапе А.В. Семенович ввела понятие «внешние маркеры пространства». Этот прием мы советует включать в повседневную образовательную практику — так ребенок быстрее узнает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах коррекционно-развивающего процесса, должны присутствовать регулярно. Задача этого приема – научить ребенка осознавать свои двигжения в разных зонах пространства: в нижней (упражнения с сюжетом «Пустыня» — Змейка, Скорпион и др.); в средней зоне (сюжет «Царство животных» — Лягушка, Заяц, Лев и др.); и в верхней зоне ( «Царство птиц» — Синица, Орел, Лебедь и др.) [3].

Для того, чтобы детям проще было освоить движения общедвигательного репертуара, мы советуем воспитателям показывать детям передачи про различных животных, обогащать развивающую среду в группе на эту тему, максимально подробно рассказывать о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе», «в космосе», «близко к земле» и т. п. В разработанной коррекционно-педагогической программе как раз использованы понятные детям раннего возраста упражнения – в «нижней», «средней» и «верхней» зонах тела.

Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа способствует плавному внедрению нейропсихологических приемов в педагогический процесс, начиная уже с раннего возраста. Такие занятия направлена не только на коррекцию, но и на профилактику двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, запускает природные механизмы работы мозга с помощью физических упражнений. Программа имеет универсальный характер и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. В период адаптации, внедряя комплекс нейропсихологических занятий, можно наблюдать:

  • повышение положительного эмоционального состояния ребенка
  • улучшение процессов внимания и восприятия
  • повышение способности к произвольному контролю
  • снижение утомляемости.

Список литературы:

  1. Блонский П. П. Память и внимание. – Москва: КноРус, 2016г;
  2. Лурия А.Р. Общая психология. – Санкт-Петербург: Полиус, 2018г;
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция

в детском возрасте. – Москва: Академия, 2002г.;

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. – Москва: Академия, 2014г.

5. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: учеб. пособие. – М. Изд-во Московского психолого-социального института, 2005г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год