Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»
Психология
Автор: Хубиян Этери Ашотовна   
24.06.2024 15:50

Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»

У вас застенчивый ребенок? С этой проблемой можно справиться дома, уделяя всего 15-20 минут развивающим играм и упражнениям с вашим ребенком. Есть много полезной литературы на эту тему. Рекомендую почитать Лили Смолл «Застенчивая пони», Филип Зимбардо и Ширли Рэдл «Застенчивый ребенок». А еще в книжке Т.Шишовой «Застенчивый невидимка» вы найдете много добрых терапевтических сказок.

Что же такое «застенчивость»? Застенчивость – это, прежде всего, неуверенность в своих социальных навыках, сопровождающаяся излишней робостью, напряженностью, скованностью. Филип Зимбардо в своей книжке о застенчивых детях написал, что «застенчивость – это негативное явление, препятствующее социальному общению и мешающее, а то и исключающее, веселье».

 

Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Это делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоционально-личностной, коммуникативной, интеллектуальной сфер личности ребенка. Чаще всего взрослые обращаются за помощью к психологу тогда, когда застенчивость начинает мешать ребенку: он всего боится, отказывается общаться со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает на вопрос, даже если знает ответ. Иногда застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость и, если вовремя не обратить на это внимание, может усиливаться и привести к психологическим проблемам.

Так в чем же причина застенчивости? Различают несколько главных причин застенчивости у детей.

Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности. Часто на консультации родители признаются: «Я тоже была (был) такой в детстве».

Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как личность. Так, гиперопека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Если родители чрезмерно требовательны к детям — возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается, у него формируется низкая самооценка.

Нарушение адаптации. Каждые несколько лет ребенок испытывает стресс – кризис 3-х лет -поступление в дошкольную организацию, 7-и лет — поступление в школу, 11-и лет — переход в 5 класс и т.д. По мере их возникновения формируются отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке неумение сопротивляться внешнему воздействию. На это нужно обратить особое внимание родителей, воспитателей, педагогов!

Социальная среда. Это — всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Часто причина скрывается в отношении со сверстниками. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

Негативные последствия застенчивого ребенка:

  • трудно завести новых друзей, знакомых, ребенок не получает удовольствия от общения, круг общения ограничен семейными рамками
  • не может адекватно воспринимать ситуацию, логично мыслить, забывает простые вещи
  • не может заявлять о своем мнении и, тем более, отстаивать
  • недооценивает свои возможности; боится раскрыть свой потенциал
  • чувство тревожности и одиночества превалирует.

Как преодолеть застенчивость?

Очень хорошо помогают в решении коммуникативных проблем застенчивых детей спортивные игры и командные виды спорта. Такие виды спорта требуют от игроков совместных действий, взаимодействия, тактического мышления и командной работы. Командные виды спорта укрепляют силу духа, повышают самооценку, помогают преодолеть чувства страха, неуверенности в себе, стать более инициативным.

Родителям нужно пересмотреть алгоритм общения с ребенком. Научите ребенка произносить фразы в той или иной ситуации: «Это моя игрушка», «Можно мне поиграть с твоей машинкой», «Сейчас моя очередь», «Можно мне взять игрушку» и т.д. А также:

  • постоянно укрепляйте в ребенке уверенность в себе, в собственных силах
  • привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, где ему пришлось бы вступить в контакт
  • расширяйте круг общения ребенка, формируйте у него необходимые для этого навыки
  • будьте терпимы и тактичны по отношению к ребенку, подавайте пример общения с другими людьми
  • развивайте у детей инициативность и самостоятельность
  • фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным
  • хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается побороть страх
  • создавайте ситуацию успеха: «у тебя обязательно получится…», «я не сомневаюсь в успешном результате…», «ты можешь справиться…», «без твоей помощи мне не справиться…»
  • не стыдите ребенка за застенчивость и не сравнивайте его с более уверенными в себе детьми — ребенок может потерять доверие к родителям, а затем и к миру в целом.

Упражнения для преодоления детской застенчивости и неуверенности.

  • Упражнение 1. «Автопортрет». Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая…».
  • Упражнение 2. «Мои эмоции». Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, неуверенность, застенчивость, стыд.
  • Упражнение 3. «Неоконченный рассказ». Предложите ребёнку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами…».
  • Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…». Ребёнку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце скажи — Я ль на свете всех…».
  • Упражнение 5. «Маски». Ребёнку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
  • Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор». Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло, сердечно и т.д.
  • Упражнение 7. «Сказочное волшебство»: Назовите ребёнку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребёнок придумывает о нём сказку, в которой этот персонаж становится положительным героем.
  • Упражнение 8. «Письмо» Предложите ребёнку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребёнка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуации.
  • Упражнение 9 «Закончи предложение». Предложите ребенку закончить следующие предложения: Я хочу… Я умею…

Упражнение 10 «Расскажи стихи руками». Прочитайте ребенку стихи А.Барто (Бычок, Мишка, Мячик, Обида, Сонечка…). Попросите ребенка с помощью пантомимы- мимики и жестов — описать события и эмоции.

Упражнение «Гордый павлин». Покажите ребенку, как гордо и важно, распустив свой хвост, ходит гордый павлин, и потренируйте вместе с ним его походку. А когда вы увидите, что ребенок застеснялся и опустил плечи, шепните ему на ушко «гордый павлин». И тогда, расправив плечи, ребенок почувствует себя более уверенным.

В заключении. Застенчивость – одна из самых распространенных и сложных проблем в сфере межличностных отношений. Она может являться причиной таких проблем, как неспособность выразить свое мнение, боязнь смены обстановки и новых знакомств, скованность и напряжение в общении. Родителям важно уделять внимание самооценке ребенка, предоставить ему определенную свободу, возможность самому принимать решение. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Опыт неудач и поражений приземляет, а опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему ребенку расправить свои нежные крылышки. Главное, чтобы ребенка окружали доброжелательные, понимающие люди: родители, воспитатели, учителя, которые принимают его со всеми достоинствами и недостатками. И, возможно, к семи годам его стеснительность сама пройдёт, стоит лишь дать ему время и пространство для развития.

Помните, что скромность не помеха для достижения успеха!

Используемая литература

  • Т. Л. Шишова «Застенчивый невидимка»
  • А. Луговская «Если малышу трудно подружиться»
  • Ф. Зимбардо и Ш.Рэдл «Застенчивый ребенок»
  • Н. А. Богачкина, Р. Н. Сиренко «Как преодолеть детскую застенчивость»
  • Е. Мишина «Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год