Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
Психология
Автор: Своднина Ангелина Федоровна   
24.06.2024 20:56

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ

Одним из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы является детский церебральный паралич (ДЦП), проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Тяжесть этих нарушений определяет прогноз в отношении социальной адаптации детей с церебральным параличом.

На протяжении последних десятилетий проблемы детского церебрального паралича являются объектом изучения многих исследователей (Е. Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова и др.) Все исследователи детей с ДЦП отводят значительное место несформированности пространственных представлений, без которых невозможно овладение счетом, письмом, чтением и более сложными навыками.

 

Пространственны епредставления – это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенностии схематизации пространственного  образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которую реализует индивид и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунок, схема, карта и т.д.).

Пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат» (по Леонтьеву А. Н.) посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира [1, с. 124].

Поэтому одна из основных задач формирования пространственных представлений – научить детей выделять свойства и признаки тех предметов в пространстве, с какими они встречаются с первого дня жизни. По мере того, как дети овладевают конкретными знаниями, появляется задача – учить их обобщать, формировать обобщенные пространственные представления.

В старшем дошкольном возрасте ребенку важно не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними пространственные связи и зависимости. Основное условие формирования пространственных представлений – воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к природе и окружающим его вещам, навыков уверенного поведения в учебном заведении и дома. Также очень важно воспитать у ребенка познавательный интерес к окружающим его объектам, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано [2, с. 68].

Результаты изучения особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом показали, что представления о пространстве у них имеют качественное своеобразие по сравнению с нормально развивающимися детьми, что выражается в следующем:

  • низком темпе выполнения предложенных заданий
  • недифференцированностью представлений о живой и неживой природе
  • сложностью словесного описания действий, признаков объектов и предметов окружающего мира, склонностью к невербальному общению
  • стереотипности высказываний
  • превышением пассивного словаря над активным
  • пространственные представления у старших дошкольников с ДЦП не систематизированы, и представляют собой сумму невзаимосвязанных между собой фактов об окружающем мире
  • отношение к предметам в пространстве у старших дошкольников с церебральным параличом развито на качественно низком уровне, что затрудняет полноценное формирование представлений об окружающей действительности [2, c. 69].

При восприятии пространства и окружающего мира у старших дошкольников с ДЦП предметы практически не затрагивает эмоциональную, чувственную сферу детей; у детей отмечается недостаточная глубина, осознанность и многогранность чувственного восприятия предметов вокруг них; снижена способность к сопереживанию художественному образу пейзажа и умение соотносить его (пейзажа) настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление.

Анализируя современное состояние практики психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с церебральным параличом, можно найти подтверждение того, что основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности. При организации психолого-педагогического сопровождения, должны быть учтены степень тяжести имеющихся у ребенка двигательных нарушений, специфика психических функций, возраст ребенка, время начала обучения в ДОУ.

На основе данных изучения особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом можно определить следующие основные задачи их психолого-педагогического сопровождения:

  • воспитание желания наблюдать за пространственными изменениями в окружающем мире
  • обогащение чувственного опыта детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей среды
  • формирование полноценных представлений ребенка о предметах и явлениях окружающей действительности
  • развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей с ДЦП
  • формирование полноценной культуры детей с ДЦП и т.д. [3, c. 71].

Как следствие, овладение дошкольниками с нарушениями развития (ДЦП) пространственными представлениями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция таких представлений в содержании различных разделов дошкольного образования.

Все направления психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом по формированию пространственных представлений взаимосвязаны и осуществляются:

  • в повседневной жизни, когда педагог вовлекает детей в коллективную деятельность, оказывает им помощь, стимулирует проявления радости от достигнутых результатов и т. п.
  • в специальных играх и упражнениях, направленных на формирование пространственных представлений у детей
  • в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, требующих выявления и осознания пространственно-временных отношений
  • в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании) и хозяйственно-бытовом труде
  • на специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений, а также комплексных игровых занятиях.

Таким образом, формирование пространственных представлений у детей с церебральным параличом можно рассматривать как сложный взаимосвязанный и взаимозависимый процесс развития не только познавательной деятельности и личности ребенка в целом, но и как один из важнейших путей коррекционной работы с этой категорией детей.

При организации психолого-педагогического сопровождения процесса овладения пространственными представлениями, должны учитываться структуры дефекта и особенностей психического развития детей с ДЦП. Необходимым условием успешности сопровождения ребенка являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии. / М.В. Иванов. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1245–1248.
  2. Караева В.Н. Работа по формированию представлений о природе в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. / В.Н. Караева. // Специальное образование, 2015. –№ 4. – С. 67–77.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М.: Книголюб, 2018. – 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год