Супервизия – эффективный метод профилактики эмоционального выгорания педагогов. |
Психология | |||
Автор: Лопатина Светлана Дмитриевна | |||
27.11.2024 19:25 | |||
Супервизия – эффективный метод профилактики эмоционального выгорания педагогов. Лопатина Светлана Дмитриевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 300» г.о. Самара Мы живем в эпоху многозадачности, информационной перегруженности, быстрых изменений и огромного количества каналов коммуникации. И проблема выгорания стала одним из самых актуальных вопросов современного управления. Проявления эмоционального выгорания чаще наблюдаются у специалистов, которые работают с людьми, профессий типа «человек-человек». Воспитатель, учитель относятся к профессиям, при которых СЭВ встречается наиболее часто. Практически любая современная образовательная организация вынуждена регулярно тратить усилия и ресурсы на то, чтобы предотвратить и снизить выгорание (к сожалению, все организации рано или поздно с этим сталкиваются). В нашем образовательном учреждении мы не стали ждать, когда проявятся его признаки, а решили выстроить систему профилактики.
Для начала мы проанализировали, какие стрессогенные факторы (организационные и личностные) больше всего влияют на людей именно в нашей ОУ, затем определили системные решения и инструменты. Организационные факторы, которые во многом зависят от уклада ОУ:
Личностные факторы:
Так как организационные факторы всегда имеют относительно больший вес в развитии выгорания, чем личностные, то мы создали детальный план и внесли в него целый ряд инструментов. Мы впустили в нашу жизнь изменения! Одним из самых эффективныхинструментов стала супервизионная поддержка педагогов. Оказалось, что поддержка супервизора — это важная часть работы и ресурс для многих членов команды. В нашем ДОУ она проводится как силами сотрудников, так и силами приглашенного специалиста. Поддержка проходит в форме индивидуальных или групповых встреч. Этот вид работы помогает глубже понять трудность члена команды и найти такие выходы из нее, которые не были видны с первого взгляда. После такой помощи педагоги говорят, что приходит понимание решения проблемы, пропадает ощущение безвыходности, снижается напряжение в проблемной ситуации. Супервизия одна из самых эффективных форм профилактики выгорания педагогов и их профессионального развития. Идея использования данного инструмента появилась исходя из запросов от педагогов: преодолеть затруднения в работе, справиться со стрессовыми факторами, повысить профессиональную эффективность, получить поддержку в осмыслении своей роли и местав профессии. При применении данного метода важно учитывать, что супервизия–это:
Если супервизия из метода поддержки в развитии превращается в метод контроля, то он вызывает негативно окрашенное отношение к нейпедагогов. Супервизия служит развитию партнерских отношений в педагогическом коллективе. Это партнерство, соавторство. Супервизор и супервизант – партнеры! Очень важно помнить, что супервизор – не наставник для начинающего педагога. Супервизия — форма взаимодействия, во время которого идёт активизация рефлексивной составляющей и поиски внутренних ресурсов для саморазвития. В результате внедрения этого метода воспитатели получили:
Наш опыт показывает, что супервизиядля педагогов является очень эффективным инструментом и обладает высоким потенциалом дляреализации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Список литературы
|