Как помочь ребенку справиться со стрессом. |
Психология | |||
Автор: Минниахметова Эльза Наилевна | |||
28.11.2024 18:41 | |||
Как помочь ребенку справиться со стрессом. То, что не убивает нас, делает нас сильнее. Так ли это на самом деле? Пережитые в детском возрасте стрессы формируют нашу биологию, или иными, словами, предопределяют наше здоровье во взрослом возрасте. Пережитый стресс часто становится фоном нашего отношения к другим людям, качества воспитания наших детей. Эмоциональный стресс, перенесённый во взрослом возрасте, оказывая влияние на физическом уровне, переворачивает нашу жизнь. Но когда с факторами стресса или негативным опытом сталкиваются дети это оставляет еще более глубокий отпечаток. К потенциальным факторам стресса относятся постоянные унижения, эмоциональное игнорирование, смерть родителя, перепады настроения депрессивного или страдающего зависимостями родителя, медицинскаятравма, и проявление жестокости общества. В случае получения ребёнком психической травмы, помогают специальные разработанные медиками развивающие психологические игры.
Вот примеры таких игр: 1. Растение. Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина и «оживляем» их наклейками-глазками или рисунками) о Зернышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), и как нужно за ним ухаживать и заботиться о нем. Или семечко само отправилось путешествовать. Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растет, пускает корни, приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья – птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребенка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем – что бы ему помогло, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к любому дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить). 2. Линия жизни. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребенку лет – ставим на линии яркие предметы (можно обувь) – через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет +1 (через год от реального возраста) и +1через 5 лет от реального возраста. Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребенок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребенок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребенок распрямляется. На каждой остановке – говорим искренние слова. «О! Еще один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стал/а… (говорим какое-то достижение)». Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребенок делает шаг в «будущее» — родитель говорит – «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребенка на руки и «перелететь» над ниткой… 3. Игры с лицом. Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребенка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…) Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребенком всевозможные рожицы. Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребенок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем, снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? Как она может помочь второй маске? Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая – репка. Благодаря подобным играм ребенок сможет легче пережить стресс, который уже не отразится на его дальнейшей жизни. Минниахметова Э.Н.
|