Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Особенности развития самоконтроля у дошкольников
Психология
Автор: Ильченко Е.В. и Гусева С.В.   
22.09.2025 20:56

Особенности развития самоконтроля у дошкольниковОсобенности развития самоконтроля у дошкольников

  • Ильченко Екатерина Валерьевна
  • Гусева Светлана Владимировна МБДОУ „ ДС № 456 г. Челябинска „ Воспитатель

"Самоконтроль – главный элемент самоуважения, а самоуважение – главный элемент мужества" Фукидид (крупнейший древнегреческий историк)

В середине XIX в.Клод Бернар французский физиолог высказал мысль о постоянстве внутренней среды, т.е. о способности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жизненно важные функции в ответ на возмущающие воздействия из внешней среды. Организм он представляет как живую машину, функционирующую по принципу „ замкнутого кольца „ и „ жизненного круга „.

Даниэль Канеман – психолог, профессор Принстонского университета (США), лауреат Нобелевской премии за применение психологической методики при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности. Учение Канемана о дуализме мышления представляет собой простой, но глубокий взгляд на то, как работает наш разум. Он утверждает, что наши мыслительные процессы разделены на две системы: интуитивную (Система 1) и рациональную (Система 2). Первая действует быстро, автоматически и на основе эмоций, а вторая – медленно, обдуманно и на основании логики. Этот дуализм объясняет многие парадоксы и противоречия в человеческом поведении.

 

В своей книге «Думай медленно... решай быстро», ставшей мировым бестселлером, он писал что осознание этого дуализма позволяет нам лучше понимать себя и свои решения. По Канеману самоконтроль обеспечивается функционированием Системы 2 психики человека, которая обеспечивает выделение внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе для выполнения сложных и эмоционально напряженных рассуждений и действий. Необходимо активно развивать внимание и аналитические навыки.

Трудами И.М. Сеченова, крупнейшего физиолога и основоположника русской научной психологии, положено начало рефлекторному пониманию психических процессов.

Это было убедительным образом подтверждено и развито в работах академика И.П. Павлова. [ 1 ]

"Человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина), как всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система, в организме нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию... сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая." [ 4 ]

Вполне современно в плане данной темы воспринимаются некоторые положения М.Я. Басовым еще в двадцатые годы.

"Какая деятельность человека нуждается в регуляции и подлежит ей? На этот вопрос, конечно, не может быть двух ответов: конечно, всякая... это будет сложный мыслительный процесс, все равно, каждый процессов этого рода в своем течении должен быть как-то регулируем" [ 2 ]

Б.Г. Ананьев был одним из первых советских психологов, который трактует работу головного мозга как „ сложную организацию контуров регулирования с многочисленной цепью звеньев, включающих объекты регулирования, измерительные и исполнительные устройства, механизмы обратной связи, обеспечивающие постоянство регулируемой величины. [ 1 ]

Исторический анализ проблемы позволил установить, что русские ученые- педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, П.Ф. Катерев, П.П. Блонский и др.) рассматривали самоконтроль как важнейшее повышение эффективности обучения, а способность к самоконтролю как проявление активности личности в процессе самопознания и самовоспитания. Эффективность самоконтроля определяется физиологическим и психоэмоциональным состоянием индивида. [ 3 ]

В 1960 году американский психолог Уолтер Мишель провел эксперимент в Стэнфордском детском саду с воспитанниками детского сада от 4 до 6 лет, который получил название Стэнфордский зефирный эксперимент.

Ведущий эксперимента заводил ребенка в пустую комнату, сажал за стол и ставил перед ним тарелку с одной зефиркой. Главное условие текста – сдержаться и не съесть лакомство, пока ведущего не будет в комнате. Кто выполнит условие, тот получит вторую зефирку, кто не выполнит условие не получит ничего. Ведущий выходил из комнаты на 20 минут.

Практически все малыши в первую минуту пытались сдержать свой порыв: прикрывали глаза, теребили волосы, играли с зефиром, другие просто съедали зефир сразу, как только ведущий уходил из комнаты. Но некоторые дошли до конца и получили свою заслуженную награду – вторую зефирку.

Этот „ зефирный тест „ проверил способность детей к самоконтролю и выявить, как эта способность может влиять на их будущую взрослую жизнь. Позже исследователи изучили уровень образования и достатка повзрослевших детей и выявили, что у испытуемых, которые сумели сдержаться и получили вторую зефирку, жизнь складывалась благополучно.

Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самокотроля считается лобная доля головного мозга. Повреждение лобной доли или ее врожденные патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.

В работе с детьми очень важно выявить степени сформированности действий самоконтроля. В этом планепомогает методика „ Палочки – черточки. „

Педагог рассаживает детей и перед каждым ребенком кладет двойной тетрадный лист с разлиновкой в одну сторону. Далее он кратко инструктирует детей. И просит их запомнить, как он будет писать на доске, Разлинованной так же, как и тетрадный лист.

Он пишет на доске:

Одну палочку, потом черточку.

Две палочки – черточку.

Три палочки- черточку.

А потом все повторить снова. Затем педагог говорит о правилах, которые нужно соблюдать при письме:

  1. надо все время считать;
  2. писать на полях нельзя, школьник на полях не пишет;
  3. правильно переходить с законченной строчки на новую: на новой строке продолжать писать то, что не поместилось на старой. Например, я написала две палочки, а черточка не поместилась, я еепереношу на новую строку, а дальше пишу три палочки – черточку и т.д. Объясняет разные варианты переноса;
  4. между строчками должно быть расстояние в одну линейку, иначе у вас все написанное сольется, будет выглядеть некрасиво.

Педагог добавляет: Будете писать до тех пор, пока я не скажу: достаточно. Засекает время начала работы. Помощь детям в процессе работы методикой не предусматривается.

При обработке результатов, выделется пять уровней интеллектуальной деятельности детей.

  1. Ребенок принимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки на то или иное правило, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразуже после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все, чтобы работа не только была выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. Этот уровень саморегуляции оценивается баллом – 5.
  2. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия, но допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, которые не устраняет в специально отведенное для проверки время в конце занятия. Ограничивается лишь беглым просмотром написанного, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. Этот уровень саморегуляции оценивается баллом – 4.
  3. Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца занятия может не сохранить ее в принятом объеме. В процессе работы допускает оштбки не только по невнимательности, но и потому, что не запомнил правила выполнения задания; ошибок не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; к полученному результату равнодушен. Этот уровень саморегуляции оценивается баллом -3.
  4. Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет; не использует и время для проверки в конце занятия; сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненой работы индифферентен. Этот уровень саморегуляции оценивается баллом – 2.
  5. Ребенок совсем не принимает задание; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой; пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строк на листе. Этот уровень оценивается баллом – 1. [ 6 ]

Важную роль в формировании самоконтроля у детей влияет ролевая игра. Если ребенок играет роль врача, он должен контролировать свою реакцию на больного пациента и проявлять заботу и внимание.

Во время ролевых игр дети учатся сдерживать свои желания и эмоции и принимать интересы других людей.

Развитие свмоконтроля происходит от простого к сложному: ребенок во время игр учится контролировать простые движения, потом сложные, затем деятельность и поведение в целом. Большая роль в развитии самоконтроля принадлежит родителям которые используют ролевые игры.

Например, игра «Сохрани слово в секрете». Он предлагает ребенку поиграть в игру: я буду назывть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но здесь есть одно условие: название цветков – это наш секрет, их повторять нельзя. Если встретився с названием цветка, то молча хлопни один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, просо, ромашка, стул, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Основная задача данной игры научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе игры заданным правилом, «удерживать» его как говорят психологи.

Воспитание самоконтроля начинается с ранних лет. Родители играют ключевую роль. Очень важно, чтобы родители были хорошим примером для своих детей. Обращать внимание детей на установку правил и границ. Обращать внимание ребенка на определенные правила, которые ему нужно соблюдать. Регулярно проводить дискуссии о правильном и неправильном поведении, которые помогут ребенку усвоить навык самоконтроля. При этом начинать с небольших задач и постепенно усложнять их. Важно не забывать поощрять ребенка, за то, что но успешно контролирует свое поведение.

Таким образом, в уловиях целенаправленной воспитательной работы дети постепенно научаются сознательно организовывать собственное поведение по правилам.

Без самоконтроля невозможно осуществление никакой деятелоности: игровой, учебной, трудовой, научной, спортивной и т.д.

«Самоконтроль- сознательный вид контроля, который человек самостоятельно и осознанно применяет с целью регуляции и планирования своего поведения и деятельности, мыслей, чувств.» [ 5 ]

Самоконтроль – это ключ к успеху, счастью и удовлетворенности жизнью. Давйте поможем нашим детям развивать и укреплять этот навык, чтобы они становились сильными, ответственными и счастливыми личностями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
  2. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928
  3. Мнчинская Н.А. Проблема обучения и воспитания, и психологического развития ребенка. Изд-во» Институт практической психологии»; Воронеж: Изд=во НПО «МОДЭК», 1998
  4. 4.Павло И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973
  5. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002
  6. Ульенкова У.В. Субъективность ребенка дошкольного возраста как фактор его саморазвития. Н. Новгород: НГПУ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 36 (398) выйдет
28 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год