Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конфликты между детьми: как помочь разрешить и научить договариваться (Из опыта работы)
Психология
Автор: Крикунова Ольга Лермонтовна Семенова Алла Витальевна   
23.09.2025 21:55

Конфликты между детьми: как помочь разрешить и научить договариваться (Из опыта работы)Конфликты между детьми: как помочь разрешить и научить договариваться (Из опыта работы)

  • Крикунова Ольга Лермонтовна, воспитатель;
  • Семенова Алла Витальевна, старший воспитатель

МАДОУ №82 г.Томск

Конфликты – это неотъемлемая часть нашей работы в детском саду. За годы практики мы убедились, что грамотное разрешение конфликтных ситуаций не только помогает создать благоприятную атмосферу в группе, но и является мощным инструментом развития личности каждого ребенка. Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом и рассказать о тех методах и приемах, которые оказались наиболее эффективными в моей работе.

I. Наблюдение – первый шаг к решению: первое, что делаю, заметив надвигающийся конфликт, – это наблюдаю. Важно понять причину спора и вовлеченных детей. Иногда достаточно просто присутствия взрослого, чтобы снизить накал страстей. Однако, если конфликт разгорается, необходимо вмешаться.

 

II. Техника "Активного слушания": один из самых эффективных методов – техника "активного слушания". Стараемся выслушать каждого ребенка, не перебивая и не осуждая. Важно дать им возможность высказаться, выразить свои эмоции. Затем перефразируем то, что услышали, чтобы убедиться, что правильно поняли их точку зрения. Например: "Правильно ли я понимаю, что ты расстроился, потому что Маша взяла твою машинку без спроса?"

III. Помощь в осознании эмоций: следующий шаг – помочь детям осознать и назвать свои эмоции. Часто дети не понимают, что именно они чувствуют, и поэтому не могут выразить свои чувства словами. Помогаю им, называя их эмоции: "Ты сейчас злишься", "Ты обижен", "Ты расстроен". Это помогает детям лучше понимать себя и свои реакции.

IV. Поиск компромисса – вместе мы сила! После того, как каждый ребенок высказался и осознал свои эмоции, предлагаю им вместе найти выход из сложившейся ситуации. Важно, чтобы решение было взаимовыгодным и устраивало всех участников конфликта. Задаю вопросы: "Как вы можете решить эту проблему?", "Что вы можете сделать, чтобы оба остались довольны?". Например, если дети спорят из-за игрушки, могу предложить им играть с ней по очереди или вместе придумать новую игру с этой игрушкой.

V. Ролевые игры – учимся на практике: огромную пользу приносят ролевые игры. Мы часто разыгрываем различные конфликтные ситуации, предлагая детям примерить на себя разные роли – обидчика, жертвы, наблюдателя. Это помогает им лучше понять чувства других людей и научиться находить конструктивные решения.

VI. Уголок примирения – место для размышлений: в группе оборудован уголок примирения. Это уютное место, где дети могут побыть наедине и подумать о произошедшем. Там есть мягкие подушки, книги, раскраски и другие предметы, помогающие успокоиться и снять напряжение.

VII. Взаимодействие с родителями – общие цели, общие усилия: важную роль в разрешении конфликтов играет взаимодействие с родителями. Регулярно проводим консультации, на которых рассказываем о методах и приемах, используемых в детском саду, и предлагаем им применять их дома. Важно, чтобы ребенок получал одинаковые сигналы как в детском саду, так и дома, чтобы он чувствовал себя уверенно и защищено.

VIII. Личный пример – лучший учитель: и, конечно же, самый важный фактор – это личный пример. Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Поэтому всегда стараемся демонстрировать уважительное отношение к детям, умение слушать, сочувствовать и находить компромиссы.

Примеры из практики:

  • Случай с машинкой: Два мальчика спорили из-за машинки. Выслушали обоих, помогли им осознать свои эмоции (обиду и злость) и предложили им играть с машинкой по очереди. Они согласились, и конфликт был разрешен.
  • Ссора из-за места в игре: Девочка не хотела пускать мальчика в свою игру. Помогли им договориться, предложив мальчику другую роль в игре, которая заинтересовала бы его.

Разрешение конфликтов – это сложный, но очень важный процесс. Наша задача, как педагогов, – не избегать конфликтов, а научить детей правильно их разрешать, развивая навыки общения, эмпатии и поиска компромиссов. Личный пример, терпение и любовь к детям – вот главные инструменты в нашей работе. Каждый ребёнок должен чувствовать себя ценным и любимым.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год