Конфликты между детьми: как помочь разрешить и научить договариваться (Из опыта работы) |
Психология | |||
Автор: Крикунова Ольга Лермонтовна Семенова Алла Витальевна | |||
23.09.2025 21:55 | |||
МАДОУ №82 г.Томск Конфликты – это неотъемлемая часть нашей работы в детском саду. За годы практики мы убедились, что грамотное разрешение конфликтных ситуаций не только помогает создать благоприятную атмосферу в группе, но и является мощным инструментом развития личности каждого ребенка. Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом и рассказать о тех методах и приемах, которые оказались наиболее эффективными в моей работе. I. Наблюдение – первый шаг к решению: первое, что делаю, заметив надвигающийся конфликт, – это наблюдаю. Важно понять причину спора и вовлеченных детей. Иногда достаточно просто присутствия взрослого, чтобы снизить накал страстей. Однако, если конфликт разгорается, необходимо вмешаться.
II. Техника "Активного слушания": один из самых эффективных методов – техника "активного слушания". Стараемся выслушать каждого ребенка, не перебивая и не осуждая. Важно дать им возможность высказаться, выразить свои эмоции. Затем перефразируем то, что услышали, чтобы убедиться, что правильно поняли их точку зрения. Например: "Правильно ли я понимаю, что ты расстроился, потому что Маша взяла твою машинку без спроса?" III. Помощь в осознании эмоций: следующий шаг – помочь детям осознать и назвать свои эмоции. Часто дети не понимают, что именно они чувствуют, и поэтому не могут выразить свои чувства словами. Помогаю им, называя их эмоции: "Ты сейчас злишься", "Ты обижен", "Ты расстроен". Это помогает детям лучше понимать себя и свои реакции. IV. Поиск компромисса – вместе мы сила! После того, как каждый ребенок высказался и осознал свои эмоции, предлагаю им вместе найти выход из сложившейся ситуации. Важно, чтобы решение было взаимовыгодным и устраивало всех участников конфликта. Задаю вопросы: "Как вы можете решить эту проблему?", "Что вы можете сделать, чтобы оба остались довольны?". Например, если дети спорят из-за игрушки, могу предложить им играть с ней по очереди или вместе придумать новую игру с этой игрушкой. V. Ролевые игры – учимся на практике: огромную пользу приносят ролевые игры. Мы часто разыгрываем различные конфликтные ситуации, предлагая детям примерить на себя разные роли – обидчика, жертвы, наблюдателя. Это помогает им лучше понять чувства других людей и научиться находить конструктивные решения. VI. Уголок примирения – место для размышлений: в группе оборудован уголок примирения. Это уютное место, где дети могут побыть наедине и подумать о произошедшем. Там есть мягкие подушки, книги, раскраски и другие предметы, помогающие успокоиться и снять напряжение. VII. Взаимодействие с родителями – общие цели, общие усилия: важную роль в разрешении конфликтов играет взаимодействие с родителями. Регулярно проводим консультации, на которых рассказываем о методах и приемах, используемых в детском саду, и предлагаем им применять их дома. Важно, чтобы ребенок получал одинаковые сигналы как в детском саду, так и дома, чтобы он чувствовал себя уверенно и защищено. VIII. Личный пример – лучший учитель: и, конечно же, самый важный фактор – это личный пример. Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Поэтому всегда стараемся демонстрировать уважительное отношение к детям, умение слушать, сочувствовать и находить компромиссы. Примеры из практики:
Разрешение конфликтов – это сложный, но очень важный процесс. Наша задача, как педагогов, – не избегать конфликтов, а научить детей правильно их разрешать, развивая навыки общения, эмпатии и поиска компромиссов. Личный пример, терпение и любовь к детям – вот главные инструменты в нашей работе. Каждый ребёнок должен чувствовать себя ценным и любимым.
|