Конспект занятия педагога – психолога для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (5 – 7 лет) «Эмоция «Страх» |
Психология | |||||||||||||||||||
Автор: Третьякова Анна Николаевна | |||||||||||||||||||
24.09.2025 21:06 | |||||||||||||||||||
А. Н. Третьякова, педагог – психолог МБОУ «Карпогорская СШ № 118» СП «Детский сад № 67 «Родничок» с. Карпогоры Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, поскольку продуктивное взаимодействие с партнером по общению или группой людей будет эффективным только в том случае, когда участники общения способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, уметь выражать и управлять своими эмоциями. В последнее время отмечается увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушение речи (ТНР) — это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе. Для дошкольников с ТНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи и накладывают отпечаток на эмоционально-личностное развитие детей в целом. У дошкольников с ТНРнаблюдаются повышенная возбудимость, раздражительность или напротив, общая заторможенность, замкнутость, обидчивость. У них нарушено эмоциональное восприятие: возникают затруднения в распознавании, понимании эмоций как своих, так и других людей, их выражении, отмечается слабая способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции. В связи с этим, как отмечал Л. С. Выгодский, для полноценного развития личности, ее познавательной деятельности необходима положительно динамично изменяющаяся эмоциональная сфера. А поскольку у дошкольников с ТНР она имеет ряд особенностей, то работа по коррекции эмоционально-волевой сферы является актуальной и важной. Для реализации поставленной цели: коррекция имеющихся недостатков в эмоционально-личностной сфере у детей с ТНР, проводится цикл занятий «Страна эмоций». Представлю одно из них. Тема: «Эмоция «Страх». Цель: Коррекция произвольного внимания, эмоционально-личностной сферы.
Задачи. 1. Коррекционно – развивающие:
- совершенствовать мелкую моторику и развивать ориентировку в пространстве посредством упражнения «Пальцы на карандаше», «Прокатывание карандаша между ладонями». 2. Коррекционно – образовательные. Формировать предпосылки учебного поведения: дослушивать до конца педагога и одногруппников, поднимать руку при задавании вопроса или отвечая на вопрос, аккуратно выполнять задания в тетради, выходить к доске, правильно стоять у доски и пользоваться мелом, соблюдать порядок на рабочем столе. 2. Воспитательные: способствовать профилактике утомляемости детей на занятии посредством смены деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: опорные картинки для приветствия в парах; карточки — пиктограммы с разными эмоциями, картинка – герой «Пуглинка», пиктограмма «Испуг», рабочие тетради с вклеенными корректурными пробами простые карандаши. Ход занятия.
Список литературы: Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 / Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А. С.Тузаева, И. А. Козлова; под ред. Н. Ю. Куражевой._Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022. – 96 с.
|