Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия педагога – психолога для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (5 – 7 лет) «Эмоция «Страх»
Психология
Автор: Третьякова Анна Николаевна   
24.09.2025 21:06

Конспект занятия педагога – психолога для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (5 – 7 лет) «Эмоция «Страх»Конспект занятия педагога – психолога для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (5 – 7 лет) «Эмоция «Страх»

А. Н. Третьякова, педагог – психолог МБОУ «Карпогорская СШ № 118» СП «Детский сад № 67 «Родничок» с. Карпогоры

Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, поскольку продуктивное взаимодействие с партнером по общению или группой людей будет эффективным только в том случае, когда участники общения способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, уметь выражать и управлять своими эмоциями.

В последнее время отмечается увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушение речи (ТНР) — это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе. Для дошкольников с ТНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи и накладывают отпечаток на эмоционально-личностное развитие детей в целом. У дошкольников с ТНРнаблюдаются повышенная возбудимость, раздражительность или напротив, общая заторможенность, замкнутость, обидчивость. У них нарушено эмоциональное восприятие: возникают затруднения в распознавании, понимании эмоций как своих, так и других людей, их выражении, отмечается слабая способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

В связи с этим, как отмечал Л. С. Выгодский, для полноценного развития личности, ее познавательной деятельности необходима положительно динамично изменяющаяся эмоциональная сфера. А поскольку у дошкольников с ТНР она имеет ряд особенностей, то работа по коррекции эмоционально-волевой сферы является актуальной и важной.

Для реализации поставленной цели: коррекция имеющихся недостатков в эмоционально-личностной сфере у детей с ТНР, проводится цикл занятий «Страна эмоций». Представлю одно из них.

Тема: «Эмоция «Страх».

Цель: Коррекция произвольного внимания, эмоционально-личностной сферы.

 

Скачать конспект

Задачи.

1. Коррекционно – развивающие:

  • продолжать изучать такие эмоции, как: «радость», «грусть», «гнев», «удивление», познакомить с эмоцией «страх»
  • способствовать формированию способности выражать, узнавать и контролировать эмоции
  • формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в ходе игры – приветствия с опорными картинками, игры «Угадай-ка», складывания разрезной картинки «Страх» в паре, игре «У страха глаза велики»
  • развивать умение справляться с чувством страха при анализе сказки и в ходе игры «У страха глаза велики»
  • развивать произвольное внимание в ходе игры «Те, у кого» и при выполнении задания «Корректурная проба – эмоции»
  • развивать целостное восприятие и наглядно-действенного мышления при складывании разрезной картинки «Страх»

- совершенствовать мелкую моторику и развивать ориентировку в пространстве посредством упражнения «Пальцы на карандаше», «Прокатывание карандаша между ладонями».

2. Коррекционно – образовательные. Формировать предпосылки учебного поведения: дослушивать до конца педагога и одногруппников, поднимать руку при задавании вопроса или отвечая на вопрос, аккуратно выполнять задания в тетради, выходить к доске, правильно стоять у доски и пользоваться мелом, соблюдать порядок на рабочем столе.

2. Воспитательные: способствовать профилактике утомляемости детей на занятии посредством смены деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: опорные картинки для приветствия в парах; карточки — пиктограммы с разными эмоциями, картинка – герой «Пуглинка», пиктограмма «Испуг», рабочие тетради с вклеенными корректурными пробами простые карандаши.

Ход занятия.

Этап.

Деятельность психолога.

Деятельность детей.

Примечания.

I.

Организа-

ционный момент.

Входим в группу друг за другом. Здороваемся с гостями.

Ребята, постройтесь, пожалуйста, парочками для приветствия друг друга.

Кто закончит, встают в круг.

Здравствуйте!

Разбиваются в пары.

Проходят попарно по краям стола. Выполняют, обозначенные на картинках, действия (коснуться друг друга кулачками, посмотреть в глаза, хлопнуть, сделать сердечко и посмотреть в него). Далее становятся в круг.

Выкладываю на столе картинки – символы.

Приложение 1.

II.Коррек-ционный

этап

Ребята, скажите, пожалуйста, с какими эмоциями мы уже познакомились? (радость, грусть, гнев (злость), удивление).

1.Упражнение «Угадай-ка»

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка».

Правила игры: я раздам картинки с разными эмоциями, вам нужно будет по очереди показать ту эмоцию, которая у каждого из вас. Остальные угадывают.

Дети выбирают пиктограммы.

Ребята, молодцы, отлично справились!!!

2. Игра на внимание «Те, у кого».

Теперь внимательно меня послушайте: «Спокойным шагом идут и садятся на свои места те, у кого радостное настроение (грустное, кто злится).

3. Чтение сказки про Пуглинку.

В один ненастный вечер в гостях у Веселинки и Грустинки была Пуглинка. Она уже собиралась домой, как вдруг началась метель. Загремела крыша. Ветер раскачивал деревья и стоял просто ужасный гул. «У-у-у!» - завывал ветер. «Ш-ш-ш», гудели деревья. Они раскачивали ветками, и казалось, что невиданное чудище машет своими огромными лапами. Пуглинка от страха задрожала и спряталась под стол. «Прячьтесь, лесное чудище разгневалось и хочет ворваться к нам в дом!» - закричала она.

«Да это же деревья, снег и ветер!» - старалась успокоить ее грустинка.

«П-п-правда?» - спросила Пуглинка, выглядывая из-за стола.

Она осторожно вылезла, села к подругам и спокойно сказала: «А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он».

Анализ сказки.

Про кого сказка?

Вывешиваю на доску Пуглинку.

Чего она испугалась?

Верно. Когда человеку страшно, эту эмоцию называют «Страх».

Н каждом столе лежит разрезная картинка. Пожалуйста, выложите в паре смайл.

Проверьте, пожалуйста. Так ли у вас получилось.

Пуглинка испугалась страшного непонятного звука. Как мы можем узнать, что человек испуган?

4. Работа с зеркалом.

Теперь возьмите зеркала и изобразите испуг.

Теперь изобразите «Радость», снова «Страх», «Радость».

Теперь встаньте, пожалуйста, и покажите друг другу испуганного человека. Теперь изобразите походку радостного человека.

Садитесь. Молодцы!

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Давайте скажем испуганно «Весна наступила».

А теперь радостно скажем.

Беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, а когда вам бывает страшно?

Ребята бывает страшно и детям и взрослым. А знаете почему?

От неизвестного. От непонятного. Когда что-то не объяснили, чего-то не знаешь. Чтобы стать снова спокойным и радостным, надо попросить взрослых побыть рядом, включить свет и вместе посмотреть вокруг, послушать звуки. И тогда станет понятным, что дверь скрипит от ветра, тень может быть от книги, кастрюли, качающегося дерева или света фонаря. Можно нарисовать картинку со страхом и сделать ее доброй, смешной, разноцветной.

5. Пальчиковая разминка «Пальцы на карандаше».

Возьмите карандаш в правую руку: большой палец внизу, остальные на карандаше. Поднимает поочередно каждый палец, начиная с мизинца. Теперь в какую руку возьмем карандаш?

Верно. Начинаем выполнять упражнение с указательного пальца.

6. Работа на доске и в тетрадях.

Теперь нужно нарисовать эмоцию «страх». Егор, выйди, пожалуйста, к доске, покажи, как нужно нарисовать.

Спасибо!

Откройте тетради и нарисуйте Эмоцию «Страх».

Хорошо. Молодцы!

Пальчиковая разминка «Прокатывание карандаша между ладонями».

«Корректурная проба».

У каждого из вас в тетради есть задание. Найдите.

Ваша задача зачеркнуть эмоцию страх и обвести эмоцию радость. Вот так.

Как нужно выполнять задание?

Взаимопроверка. Отметьте галочкой ошибку. У кого все правильно, поднимите руку.

Поставьте 5.

Одна или две ошибки!

Поставьте 4.

Хорошо.Будьте повнимательнее. Лучше медленно, но качественно.

Отлично! Теперь закройте тетрадочки. Положите все на край стола. Встаньте и тихонечко пройдите в круг.

7. Поиграем в игру «У страха глаза велики».

Представьте, что у вас большой, огромный страх.

У всех, кто боится, от страха большие глаза.

Но теперь страх уменьшается.

А затем и вовсе исчезает.

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

Так и в нашей сказке. Метель закончилась и утром выглянуло солнце.

Называют.

Стоят в кругу и слушают инструкцию.

Играем.

Идут и садятся на свои места.

Слушают сказку.

Про Веселинку, грустинку и пуглинку.

Тени деревьев, гула, шума.

Выкладывают.

Ответы детей: голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать.

Изображают.

Изображают не только мимикой, но и позой.

Весна.

Говорят по одному.

«Весна наступила!!!».

Темно,…

Нет.

Берут карандаш в правую руку, выполняют.

В левую.

Выполняют.

Выходит, изображает пиктограмму мелом на доске.

Выполняют.

Находят.

Слева направо, сверху вниз по рядам.

Выполняют задание.

Отмечают.

Прибирают рабочие места и становятся в круг.

Дети широко разводят руки в стороны.

Изображают большие круглые глаза при помощи рук.

Дети сдвигают руки.

Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.

Смотрят друг на друга.

Улыбаются.

Раздаю пиктограммы (Приложение 2).

Пуглинка на доску

(Приложение 3).

Вывешиваю на доску пиктограмму «Страх» (Приложение 4).

Раздаю зеркала.

Показываю корректурную пробу (Приложение 5).

Показываю на доске фломастером.

Старшие дети зачерки-

ваем эмоцию «страх»!

III.Подве-

дение

итогов.

Скажите, пожалуйста, с какой эмоцией мы познакомились?

Что можно сделать, когда становится страшно?

Ребята, хочу вас похвалить: вы слушали и слышали друг друга, старались, выполняли задания, играли в игры дружно. Молодцы! Занятие закончилось. Спасибо!

«Страх».

Ребята, скажите, пожалуйста, а когда вам бывает страшно?

Ребята бывает страшно и детям и взрослым. А знаете почему?

От неизвестного. От непонятного. Когда что-то не объяснили. Чтобы стать снова спокойным и радостным, надо попросить взрослых побыть рядом, включить свет и вместе посмотреть вокруг, послушать звуки.   И тогда станет понятным, что дверь скрипит от ветра, тень может быть от книги, кастрюли, качающегося дерева или света фонаря. Можно нарисовать картинку со страхом и сделать ее доброй, смешной, разноцветной.

 

Список литературы:

Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 / Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А. С.Тузаева, И. А. Козлова; под ред. Н. Ю. Куражевой._Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022. – 96 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год