Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Маленькие хитрости для маленьких художников»
ИЗО детям
Автор: Лихачева Анна Николаевна, Чибискова Татьяна Георгиевна   
15.10.2018 21:59

«Маленькие хитрости для маленьких художников»«Маленькие хитрости для маленьких художников»

Авторы:

  • Лихачева Анна Николаевна
  • Чибискова Татьяна Георгиевна

Воспитатели ГБОУ Школа 1467 ДО 4 Город Москва

Обучая ребенка рисовать, мы обязательно знакомим его с произведениями больших художников. Ребенок, что называется, должен «насмотреться» на настоящие картины. Только так у него формируется подлинный художественный вкус и интерес к искусству. И этот принцип относится нс только к детям школьного возраста, но и к дошколятам. Конечно, трехлетке рассматривать большую картину в музее еще сложно: у него пока недостаточно сформированы внимание и способность удерживать воображаемую ситуацию. Зато для него уже доступны книжные иллюстрации. А для детской книги работали прекрасные художники.

 

Скачать презентацию

Мы, однако, привыкли считать, что рассматривание картины или иллюстрации — заданное условие. Картинки в книжках призваны поддерживать внимание ребенка к тексту. Чего же еще?

Это так. Но если мы ставим себе более амбициозную задачу — развивать у ребенка «культурный глаз», тогда нужно учить его смотреть.

Рассматриваем картины

Что ты видишь?

Рассматривание картины естественно начать с вопроса «Что ты видишь?». Скорее всего неискушенный зритель — ребенок ограничится общим ответом: «Здесь нарисован медведь», «Это Буратино». Задача взрослого — побудить малыша рассматривать самые мелкие детали, обратить внимание на подробности, которые поначалу в глаза нс бросаются.

Театр картины

Многое в окружающем ребенок постигает в движении и телесно. Он так устроен. Нс случайно Пиаже называл интеллект малыша психомоторным интеллектом. Конечно, роль движения в постижении мира уменьшается по мере взросления. Но она очень сильна на протяжении всего дошкольного возраста.

Поэтому следующим шагом в рассматривании картины может стать ее пластическое переживание.

Здесь возможны задания: «Представь себя этим персонажем. Можешь встать так же, как он? Как он смотрит? Как повернулся? Он радуется или чем-то расстроен? Откуда ты это знаешь? Можешь посмотреть так же, как этот герой?»

Если мы разглядываем злого персонажа, идентификации с ним требовать нельзя. Но можно давать ребенку «локальные» пластические задания: как он (злодей) сжал кулаки (растопырил пальцы)? Можешь это показать? А также язык высунуть (сжать зубы)? Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.

А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.

Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.

А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.

Что таится в глубине?

«Проникновение внутрь картины» — прием, нередко встречающийся в детской литературе. Герои какой-нибудь сказки с помощью волшебства перешагивают раму и оказываются в пространстве картины. Естественно, они могут увидеть то, что не видно «снаружи».

Можно предложить детям пофантазировать по поводу того, что таится в глубине леса, кто прячется за деревом, кто укрывается в темноте, живет в этом домике, скачет по дороге. Куда ведет эта дорога? Что будет, если повернуть направо? Злой или добрый человек нарисован на картине? Сколько ему лет? Что он может скрывать? О чем мы можем догадаться по его сжатым губам, заплаканным глазам и т.д.?

Фантазировать с детьми лучше тогда, когда они рассматривают незнакомое произведение, а не книжную иллюстрацию, поскольку иллюстрация привязана к конкретному сюжету и уже вписана в некий пространственно-временной ряд других иллюстраций. А незнакомая картина открывает возможности для собственных сюжетных версий.

Описанные приемы связаны с рассматриванием картин и потому не привязаны строго к занятиям по изобразительному искусству. Их можно использовать и для развития речи, и во время чтения книг, и во время походов в музей. 

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год