Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»
ИЗО детям
Автор: Хвостова Татьяна Ильинична   
31.10.2018 20:26

Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»

Подготовила: воспитатель Хвостова Татьяна Ильинична г. Серпухов МДОУ детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка»

  1. Изобразительное искусство — это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции.
  2. Изобразительное искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, окружающие предметы, вызывает желание познать жизнь, вглядываясь в лица на портретах, желание делать жизнь более интересной, красивой.

Задачами образовательной области «Художественное творчество» являются:

  1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд),
  2. Развитие детского творчества,
  3. Приобщение к изобразительному искусству.

Приобщение к изобразительному искусству начинается с ознакомления с жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом.

 

3. Начинается эта работа в средней группе с ознакомления с пейзажами Левитана, Шишкина, так как пейзаж – это один из основных жанров живописи, самый популярный и наиболее доступный для детского восприятия и понимания.

Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе – «страна», «местность»), но давно обрусело и стало органичной частью русского языка. 4.Пейзажная живопись очень разнообразна, она изображает тихую осень и экзотические страны, маленький уютный дворик и непривычные для нас высокие горы, бурное море и обычный деревенский вид, городскую архитектуру и широкие многоплановые виды природы.

Пейзаж – жанр наиболее подходящий для передачи чувств и настроения автора. И мы, зрители, когда смотрим на пейзаж, всегда должны задумываться о том, что чувствовал художник, когда брался за кисть. 5.Главная задача, которую мы решаем в детском саду (ещё в средней группе) – научить рассматривать, анализировать, обсуждать произведения живописи (пейзажи), уметь передать свои впечатления, чувства и эмоции о увиденного.

6. Следующий жанр живописи – натюрморт, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, вазы с цветами, мебель, иногда – часть интерьера, орудия ручного труда и т.д. 7. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю – стоит только внимательно смотреть на них, и, главное на картину в целом. И, конечно же, после рассматривания натюрморта, дети высказываются о своих впечатлениях, пробуют создать свой натюрморт из предметов.

8. Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после ознакомления с пейзажем и натюрмортом.

Портретная живопись – один из самых трудных жанров изобразительного искусства. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача передачи внешнего сходства, а отражение его психологии, внутреннего мира, характера, неповторимого облика, определение этого человека, как представителя эпохи, национальности, сословия, а также выражение художником своего отношения к изображаемому человеку. Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность ощутить себя то крестьянским мальчиком, заснувшем на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной, спешащей на маскарад дамой. Проживание и переживание многих жизней дают ребенку возможность развивать у себя умение сочувствовать другому и понимать его. 9.Познавая другого, ребенок глубже познает себя; через опыт чувств и отношений других учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Так у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляется к ним доброжелательное отношение, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Чем раньше мы начнем знакомить детей с разными видами живописи, тем лучше будет развиваться эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение и богаче окажется его творческое самовыражение. Портрет, как жанр живописи, также как и пейзаж, и натюрморт как жанр живописи доступен эстетическому восприятию ребенка уже с 4 лет, 5-ти летний ребенок и ребенок 6-7 лет уже обращает внимание на средства выразительности, ребенок в состоянии уже дать эстетическую оценку связи цвета и общего настроения картины. Художники не пишут свои картины специально для детей, поэтому подбирать их для использования в педагогическом процессе непросто.

Особенности восприятия детьми живописи позволяют определить некоторые принципы отбора:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные по содержанию и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ на картине по содержанию и форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их переживаний.

На первом этапе работы с детьми по ознакомлению с жанрами живописи, необходимо познакомить с каждым жанром отдельно и показать их отличия друг от друга. На следующих этапах – знакомство со средствами выразительности, умение ребенка эмоционально откликаться на художественные образы, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.

10. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

11. Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

12. Второй этап

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

13. Третий этап

Задачи:

  • Формирование творческого восприятия картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о 14. формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год