Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
ИЗО детям
Автор: Губайдулина Н.Г.   
10.03.2020 19:24

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В современной психолого-педагогической науке проблеме творческого потенциала посвящены работы А.М.Матюшкина, М.В.Копосовой, Н.В.Клоповой и других авторов. Понятие творческого потенциала они трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей.

В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи растущего человека – может являться одним из важных факторов осуществления процесса развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.


Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать выразительность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Выразительность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, усиливающим выразительность, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Проведенное нами исследование показало, что на развитие творческого потенциала дошкольников средствами речевой выразительности оказывают влияние два показателя: художественное восприятие литературного образа и творческое отношение детей к литературному материалу; использование ими интонационных средств выразительности.
Результаты диагностики показали, что только 20% детей имеют хорошую выразительную речь. Детей больше привлекает слушание народных сказок, чем потешек и прибауток, причем 40% дошкольников не могут адекватно понять фольклорный текст, а 60% детей показывают уровень поверхностного восприятия поэтического и сказочного жанра. Невысокие результаты отношения детей к устному народному творчеству обусловлены недостаточным бытованием произведений в детской деятельности. В связи с этим большое внимание следует уделять созданию определенной развивающей поэтической среды, а комплексная методика развития творческого потенциала детей должна быть направлена на освоение ребенком выразительности речи в единстве образных, вербальных и невербальных компонентов.

В ходе исследования была подтверждена эффективность следующих педагогических условий:
•приобщение к духовному опыту и общечеловеческим ценностям устного народного творчества как наиболее понятному и близкому для ребенка литературному материалу;
•создание ярких художественных образов произведения;
•самостоятельное и творческое использование детьми образных, вербальных и невербальных средств речевой выразительности в художественно-речевой и игровой деятельности.

Эта статья размещена во втором номере журнала "Дошкольник" за Февраль 2010 год

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год