ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ |
ИЗО детям | |||
Автор: Михайлова И.М. Семенова В.В. | |||
29.09.2023 09:31 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ Михайлова И.М. воспитатель, Семенова В.В. воспитатель, МАДОУ г.Иркутска детский сад №51 Детство — очень важный период в жизни детей. Как раз в данном возрасте любой малыш представляет собой небольшого исследователя, с готовностью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Воспитатель же в свою очередь показывает все способы изображения родителям, которые и составляют тандем в развитии ребенка. Часто от родителей детей дошкольного возраста, пытающихся приобщить своего малыша к художественному творчеству, можно услышать такие слова: «не могу ничем занять своего ребенка», «мой ребенок – ужасный непоседа, не хочет сидеть и заниматься», «ребенок меня совсем не слушает, балуется», «малыш совсем не любит рисовать, все карандаши разбрасывает и ломает» и тому подобное. Есть много информации в педагогической литературе, в книгах и на специализированных сайтах в интернете, в которых подробно объяснены физиологические и психологические особенности дошкольников, научно обоснованные подходы, на которые нужно ориентироваться при взаимодействии с маленькими детьми. Но родителям такая информация часто бывает не интересна, так как содержит слишком много научной терминологии, которая не всегда легка для восприятия, и не дает конкретного ответа на вопрос «что делать?» Если ребенок совершенно не хочет рисовать обычным способом – карандашами, фломастерами, краскам и кисточками, или рисует, но при этом страдают обои в квартире или мебель, то помочь решить эту проблему может использование нетрадиционных техник рисования, которые успешно применяются уже с раннего возраста. Многие родители об этом знают, но боятся применять такие способы на практике по разным причинам: сомневаются в своих художественных и педагогических способностях, думают, что это займет слишком много времени, не уверены, что ребенку это понравится. На самом деле сомнения совершенно напрасны, стоит только попробовать творить с помощью нетрадиционных техник рисования, и это занятие может на долгое время превратиться в настоящее семейное увлечение. Существует множество техник, с помощью которых можно рисовать, кроме того, в творческом процессе родитель и ребенок сами могут придумывать новые способы создания изображений, это тоже очень интересно. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, мы, воспитатели, советуем родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционные техники рисования развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, способствует обретению веры в свои силы, дарит детям новую широкую гамму ощущений. Очень часто отсутствие знаний и навыков в рисовании отвращает ребенка от рисования, поскольку результат его усилий получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, которые он пытался изобразить. Нетрадиционные техники рисования вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем может получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. В условиях семейного воспитания также необходимо создать специальные условия для приобщения детей к художественному творчеству. Необходимо организовать рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно. В процессе организации изобразительной деятельности необходимо взаимодействие родителей со своим ребенком. В совместной деятельности с ребенком родители, с одной стороны, получают информацию о его внутренних переживаниях, с другой стороны, способствуют развитию его внутренних ресурсов. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. При организации предметно — развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступнопользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников. Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании. В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Список литературы
|