Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста |
ИЗО детям | |||
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна | |||
14.12.2024 14:47 | |||
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Рисование необычными способами, одно из самых любимых занятий, вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Дети весело и с пользой проводят время. Применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт на пользу детям благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого инструменты (поролон, нить. ватные палочки, штампики и другие), изобразительные материалы, экспериментировать различными методами, а также для ребят открываются возможности нестандартного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Занятие нетрадиционным рисованием требует тщательной организации. Основная задача – завлечь детей. Для этого следует рассказать подходящую занятию сказочную историю или стихотворение. Тематика рисования на занятиях может быть самая разнообразная. Обычно основывается на сезонности. Поэтому, например, для осени будет актуально рисование жёлто-красного пейзажа или использование опавших листьев в самом процессе. Особенно ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу даже малышам ранних возрастов, в отличие от привычного рисования кистью, фломастерами и карандашами. Для малышей лучше выбирать хорошо знакомые предметы: животные, цветы, деревья. Эти темы всегда актуальны, и они выполнимы практически любой техникой рисования. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: Пальцеграфия. Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники – рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой. Всё, что требуется от ребёнка – это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом, интересно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать от руки) Рисование ладонями. Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Вот несколько вариантов рисования ладонями. «Цыплёнок». Следует нанести жёлтую краску на ладонь и оставить отпечаток на бумаге – получилось тело. Затем нанести краску на кулачок и таким образом сделать цыплёнку головку. Осталось добавить клюв, лапки и глаза. «Рыбка». Для этого можно нанести на ладонь разные цвета, затем оставить отпечаток на бумаге и добавить к изображению глазки и плавники. «Дерево». Для этого следует использовать коричневую или чёрную краску для отпечатка ладони. Затем получившееся дерево украсить листьями с помощью пальцеграфии. «Павлин». Эта красивая птица получится из двух или более отпечатков ладошек. Затем следует пририсовать голову, лапы, глаза и украсить хвост. «Цветок». Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем к нему пририсовать стебель с листочками. Оттиск печатками из картофеля. «Груши», «Яблоки». Предложить детям опустить печатку картофеля (яблока) в чашечку с гуашью красного цвета и приложить к шаблону банки, затем опустить печатку картофеля (груши) в чашечку с гуашью зеленого цвета и приложить к шаблону банки. «Светофор». Берем картофель и помещаем в тарелочку с красной краской и делаем на бумаге оттиск картофелем. Берем следующий картофель и помещаем его в тарелочку с желтой краской и делаем оттиск картофелем. Берем следующий картофель, помещаем его в тарелочку с зеленой краской и делаем оттиск картофелем. Получился красивый светофор. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: Тычок жесткой полусухой кистью. «Заяц», «Белочка», «Осенние деревья». Опускаем в гуашь кисть. Затем ударяем ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности Печать поролоном. «Мех животных», «Пушистые грозди цветов», «Облака», «Кроны деревьев». Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Печать пробками. «Вишни», «Виноград», «Цветы». Краску наливают в плоскую тарелочку. Опускают пробку вкраску и наносят рисунок на лист бумаги. Если пробка плохо оставляет след, то можно от нее отрезать часть. Восковые мелки + акварель. «Звезды», «Цветы». Цветными восковыми мелками или карандашами наносить рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. Свеча + акварель. «Морозные узоры». Берём белый лист бумаги и белую свечу. На белой бумаге не видно узор свечи, сначала нарисуем завитки простым карандашом. Затем обведём восковой свечой. Далее принимаемся за краски. Широкой кистью закрашиваем весь лист и как по волшебству на нём проступают невидимые ранее белые узоры. Отпечатки листьев. «Осенний лес», «Солнышко», «Вазу с гербарием», «Большое дерево». Простым карандашом рисуем контуры рисунка, помогающие понять, куда ставить каждый следующий отпечаток листа. Наносим кисточкой на верхнюю часть листочка краску (можно одновременно нескольких цветов) и прикладываем к заранее намеченному месту на бумаге. Еще один способ оставить отпечаток листа на бумаге. Для этого нужно приложить листья разной формы на белый лист А4, и придерживая их, аккуратно разукрасить фон. На заключительном этапе листочки убираются. Рисунки из ладошки: «Цветы», «Рыбки» «Дедушка мороз» «Лебедь». «Морковь». Наливаем краску в плоскую емкость, обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги Рисунки ватными палочками. «Елочка». «Снег», «Чайник», «Сарафан», «Ветка рябины». Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. Волшебные веревочки. «Бантики у девочек», «Косички», «Ниточки подвешивать игрушки на ёлку». Детям предлагаются готовые контурные изображения, из которых каждый ребёнок может выбрать любой понравившийся рисунок. Далее детям предложить выбрать верёвочки нужного цвета и определить их длину, необходимую для работы. Наносимтонкий слой клея на контур рисунка (лучше всего использовать клей ПВА с тонким наконечником), выкладываем по клеевой дорожке верёвочку, придерживая пальчиками. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: Рисование песком, солью, манкой. «Картина на тему «Зима»». На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем. Рисование мыльными пузырями. «Черепашки», «Жучки», «Гусеничка», «Рыбки», «Букет цветов», «Рожок с шариками мороженого», «Связка воздушных шариков». Конец коктейльной трубочки окунаем в раствор (смешать воду и моющее средство примерно в отношении 5:1, добавить красители), надуваем мыльный пузырь. Мыльный пузырь не должен улететь, его на трубочке. Затем его очень аккуратно опускаем на бумагу, чтобы он на ней лопнул и оставил цветной круглый отпечаток. После высыхания дорисовываем фломастерами необходимые детали. Рисование мятой бумагой. «Животные», «Деревья», «Сирень», «Небо», «Трава», «Морские волны». Краски нужных цветов помещаем в неглубокие пластиковые емкости. Кусочки бумаги примерно 15 на 10 см сминаем в произвольном порядке. Для каждого цвета – одна смятая бумажка. Мятая бумага играет роль кисти. Пропитываем ее краской и оставляем отпечаток. Оттиск можно ставить точечно, а можно рисовать кусочками бумаги линии. Используя густую краску изображение получится фактурным, жидкая краска- полупрозрачным, воздушным. Монотипия пейзажная. Вначале рисуем, наносим краски на поверхность, которая не пропускает воду: пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу, хорошо смачивая кисть. Припечатываем бумагу (лучше делать на гладкую бумагу) и получаем отпечаток нашей картины. Можно сделать прорисовки пожеланию художников. Монотипия предметная. «Бабочка», «Дерево». Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половине рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист вдвое. На второй половине получается отпечаток. После этого изображение можно дорисовать или украсить. Печать по трафарету. «Цыпленок», «Солнышко», «Снеговик», «Снежинки». Накладываем трафарет на лист бумаги и закрепляет, чтобы во время работы шаблон не сместился. Сухим поролоном набираем гуашь и ритмичными движениями закрашиваем. Аккуратно снимаем трафарет Кляксография с трубочкой. «Кактусы». На листе бумаги делается пятно или становится клякса из акварельной краски. Берем трубку и выдуваем воздух на кляксу. Пластилинография. «Солнышко». На голубом фоне сплющиваем жёлтый шарик, а лучики примазываем вокруг. «Цветы на траве». Зелёный пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху. «Падающий снег». Подобным образом декоративно изображаем также «Разноцветный салют», «Гирлянды на ёлочку». «Лужайка и солнце с лучиками». Сначала размазываем травку по нижнему краю поверхности, затем голубое небо. Затем скатываем шарик, расплющиваем его и получаем солнышко. Тоненькие колбаски прикрепляем к жёлтой лепёшке, и получается солнышко с лучиками. «Жираф, солнце с облаком и цветок». На основе рисуем контур выбранного рисунка. Из пластилина разного цвета лепим множество маленьких шариков. По контуру изображённых предметов выкладываем шарики соответствующих цветов. Например, солнышко вырисовывается шариками из жёлтого пластилина, тучка — белого, жираф — коричневого, оранжевого и кирпичного, цветок — из фиолетового, жёлтого, салатового и зелёного пластилина. Когда все элементы картины будут украшены пластилиновыми шариками, можно приступить к раскрашиванию фона красками или карандашами. Это лишь некоторые примеры и выбор сюжета зависит от личных предпочтений и интересов. Способов рисования множество и ограничены они могут только фантазией. Самое важное –познакомить детей с их разнообразием, заинтересовать их, научить видеть красоту окружающего их мира, воспитать в них ценителей прекрасного, художественно- эстетический вкус. Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
|