Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Изобразительная деятельность с элементами ТРИЗ и использованием нетрадиционного способа рисования (деревянная стружка-опилки) для старшего дошкольного возраста «Натюрморт из витаминов»
ИЗО детям
Автор: Седнева Кристина Юрьевна Чернявская Надежда Федоровна   
14.12.2025 11:45

Изобразительная деятельность с элементами ТРИЗ и использованием нетрадиционного способа рисования (деревянная стружка-опилки) для старшего дошкольного возраста «Натюрморт из витаминов»Изобразительная деятельность с элементами ТРИЗ и использованием нетрадиционного способа рисования (деревянная стружка-опилки) для старшего дошкольного возраста «Натюрморт из витаминов»

  • Седнева Кристина Юрьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»
  • Чернявская Надежда Федоровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Задачи: Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закреплять знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж, портрет. Познакомить с новым методом нетрадиционного рисования деревянной стружкой. Учить детей рисовать натюрморт, видеть красоту, которую хотел показать художник. Совершенствовать навыки рисования. Развивать творческое воображение в речевой и изобразительной деятельности на основе элементов ТРИЗ. Воспитывать аккуратность в работе, умение работать в коллективе. Испытывать положительные эмоции от результатов своей работы.

 

Ведущая образовательная область: «художественно – эстетическое развитие»

Материал: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы натюрмортов, гуашь, деревянная стружка, кисти с разной толщиной ворса, клей ПВА, салфетки, альбомный лист, на котором прорисованы простым карандашом контур корзинки, фрукты и овощи.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, рисование пейзажей, портретов, натюрмортов. Прорисовка контура корзины, фруктов и овощей для неё.

Ход занятия

Педагог:

В нашей группе яркое

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!

(дети встают в круг, идут, держась за руки, здороваются с соседом, стоящим справа — слева, обнимаются)

Хорошо, когда день начинается с улыбки!

Педагог: Ребята, мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.

- Скажите, пожалуйста, как называется профессия человека, который пишет картины? (художник)

- Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет)

- Покажите картину, где изображён пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны)

- Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому)

- О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (про план, он бывает передний, ближний, дальний)

Педагог:

Если видишь — на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Педагог: Ребята, покажите картину, где изображен портрет?

- Значит, что такое портрет? (картины, где изображены люди)

- Как можно писать портрет? (с натуры или глядя на фотографию)

Педагог:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Педагог: Покажите картину, где изображен натюрморт? Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, ягоды, предметы быта)

- Как создать натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник, как бы, рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, вырастили)

Для чего же нужны натюрморты? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)

Педагог:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это натюрморт.

Физкультминутка под музыку

Педагог: Руки подняли и покачали — это деревья всаду.

Локти согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем — это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Педагог: Давайте вспомним, что такое натюрморт, что на нём может быть изображено? (цветы, ваза, графин, фрукты, овощи, грибы) Натюрморт это художественное воспроизведение домашней утвари, цветов, фруктов, овощей, посуды и других неодушевлённых предметов. Натюрморт запечатлевает изящество природных форм.

Ребята, сегодня мы вместе создадим натюрморт.

- А чем можно нарисовать натюрморт? (гуашью, акварелью, карандашами)

- Правильно! Ребята, но я предлагаю вам «нарисовать» деревянной стружкой. Контур корзины, фрукты и овощи мы с вами прорисовали заранее простым карандашом.

На столах у нас есть опилки, клей и кисточки, гуашь.

Посмотрите, как мы сегодня будем украшать натюрморт. Берем клей, обильно наносим кистью с крупным ворсом на уже нарисованный фрукт или овощ, и сверху посыпаем деревянной стружкой, немного прижимаем ее пальцами или салфеткой. Лишнюю стружку стряхиваем опять в посуду, затем также украшаем и другой фрукт или овощ. Когда все фрукты и овощи будут выложены деревянной стружкой, можно приступать к закрашиванию их в нужный цвет гуашью, но кистью с более мелким ворсом, а потом и саму корзину.

Самостоятельная работа детей. Педагог в процессе работы помогает детям, следит за осанкой и аккуратностью.

Рефлексия

По окончании совместного творчества дети рассматривают работы друг друга, рассказывают о том, что у них получилось, называют способы рисования.

Литература:

  1. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6 – 7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.6 цв. вкл.
  2. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
  3. Литвинова О. Э. Рисование, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (с 5 до 6 лет), — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 400 с. – (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год