Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Интересное пространство»
Скоро в школу
Автор: Великанова Юлия Николаевна   
02.04.2016 22:14

«Интересное пространство»«Интересное пространство»

Великанова Ю.Н., воспитатель МБДОУ «Юринский детский сад «Теремок» п.Юрино Республики Марий Эл

Одним из критериев подготовки ребёнка к обучению в школе является сформированность умения ориентироваться в пространстве. Для успешного обучения ему необходимо уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если же эти представления сформированы недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.

Программой «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» подготовительной группы определены задачи: учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, левее, правее, в левом верхнем, правом нижнем углу, между, рядом); познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; учить «читать» простейшую графическую информацию. [4]

 

В начале учебного года диагностика готовности к школе показала достаточно низкую степень сформированности пространственных представлений у детей нашего детского сада. В подготовительной группе из двадцати пяти человек трудности в заданиях «графический диктант» испытывали 15 детей, ошибки при выполнении заданий по схеме допустили 18 детей, большинство детей не всегда правильно называли и различали «право – лево». Проанализировав полученные данные, мы оценили важность работывданномнаправлении. Нами была разработана и применена на практике дидактическая игра, направленная на развитие пространственных представлений дошкольников «Цветочки – листочки». В её основе лежит всем известный принцип игры «Крестики – нолики». Отличие в том, что знаками на клеточном поле могут быть знакомые детям предметы – картинки, объединённые одной темой (растения, геометрические фигуры). Также очень частым в применении стал изготовленный нами «Математический планшет». Данная игра представляет собой поле из плотного материала, на которое нанесены ряды цветных силовых кнопок – гвоздиков. На этом поле с помощью набора обычных канцелярских резинок детьми могут создаваться образы знакомых предметов. Наша практика показала, что данная игра может применяться для индивидуальной работы, но детям больше нравиться создавать «картинки» коллективно. Говоря о развитии у дошкольников навыков ориентировки в пространстве, нельзя не сказать об игре в шашки и шахматы. Работа по данному направлению нами проводилась в рамках дополнительной кружковой работы. С родителями детей, интересующихся данной игрой были организованы консультации о важности игры в шашки (на начальном этапе) и в шахматы (более сложный вариант, но некоторым детям по силам освоить и его) для развития пространственного мышления, с просьбой о том, чтобы и дома данным играм, по мере возможности, уделялось внимание. Итогом данной работы становились, чаще всего, внутригрупповые шашечные и шахматные турниры.

Развитию пространственных представлений способствует применение диагностических заданий методики Р.И. Бардиной «Схематизация». [1]

На основе которой нами была разработана дидактическая игра «Полянка». Пособие представляет собой основу из плотного картона размером 100 х 100 см., покрытое однотонной фактурной тканью (фланель, фетр). На ткани размещена (наклеена, нарисована) система разветвлённых дорожек. Каждая дорожка ведёт к своему домику. Домики выполнены из ткани различной цветовой гаммы (нами использовались основные и некоторые промежуточные цвета) и крепятся на одежные липучки, что позволяет сделать их более мобильными: убирать, менять местами, переворачивать. Пособие получилось многофункциональным, позволяющим выполнять не только задания методики «Схематизация» (как образец), но и играть в игры, способствующие развитию памяти, логического мышления, внимания. Например: «Что изменилось?» Дети стараются запомнить цвет и местоположение каждого домика, затем закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет местами несколько домиков. Дети, открыв глаза, должны определить, что изменилось на полянке. Игра: «Какого домика не стало?». В эту игру дети могут играть самостоятельно, в парах и по нескольку человек. Один участник игры запоминает расположение и цвет домиков, затем отворачивается, а второй участник в это время убирает один, или несколько домиков. Нужно определить, какой домик пропал. Игра: «В гости к зайчику». Этот вариант игры соответствует одному из диагностических заданий методики «Схематизация». [1] Ребёнку предлагают отыскать «путь» в разветвлённой системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы (план-маршрут на отдельном листе бумаги) и условного изображения в виде системы ориентиров. Инструкция может быть следующей: «Ребята, сегодня нас пригласил в гости зайчик. Для того чтобы не заблудиться и правильно найти его домик, нужно смотреть на схему, которая указывает дорогу». [3] Этот вариант игры мы применяем в индивидуальной работе с детьми, испытывающими трудности в освоении пространственных представлений, и в качестве развивающей игры с детьми старшей и подготовительной групп.

В группе, где применялось пособие «Полянка» и предложенные нами игры на развитие пространственных представлений в ходе непосредственной и дополнительной образовательной деятельности, ежегодная диагностика показывает положительную динамику в освоении детьми дошкольного возраста навыков ориентировки в пространстве, значительное снижение количества ошибок при выполнении «графических диктантов»; наблюдения воспитателей отмечают повышение познавательной активности и развитие уверенности детей при выполнении заданий – схем. Будем рады, если наш опыт поможет вам в работе с детьми.

Список литературы

  1. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду / Л. А. Венгер [ и д. р. ] – М.: ИНТОР, 1995. – 64 с.
  2. Веракса, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  3. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. -2-е изд., испр. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -144 с.
  4. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа / И. А. Помораева, В.А. Позина. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год