Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование «Карты готовности к обучению в школе» как инструмент профилактики проблем в обучении.
Скоро в школу
Автор: Тверитинова Татьяна Александровна   
09.05.2021 21:28

Использование «Карты готовности к обучению в школе» как инструмент профилактики проблем в обучении.Использование «Карты готовности к обучению в школе» как инструмент профилактики проблем в обучении.

Аннотация:

Одним из инструментов, позволяющим качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся на уровне дошкольного и начального общего образования является использование в работе «Карты готовности к обучению в школе». Использование Карты в формате Exel дает возможность педагогам, специалистам и родителям (законным представителям) быстро и своевременно получать информацию об особенностях развития ребенка, и как следствие, более качественно осуществлять процесс обучения.

Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей.

 

Скачать конспект

На наш взгляд, одним из инструментов, позволяющим качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе с дошкольного на начальный уровень образования является использование в работе «Карты готовности к обучению в школе».

Карта позволяет осуществлять длительный и систематический мониторинг динамики развития ребенка в образовательном процессе, сформированность предпосылок для формирования универсальных учебных действий. Дает четкое и реальное представление о планируемых и достигнутых результатах обучения на дошкольном уровне образования. Педагоги начальной школы, владея информацией об особенностях развития каждого ученика, получают возможность более качественно осуществлять процесс обучения. И, как следствие, повышается качество образования в целом.

В основе Карты используется диагностический комплекс «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», автор Л.А. Ясюкова и тест Д.В. Солдатова «Мотивационная готовность к обучению в школе».

Данный диагностический комплекс состоит из двух методических блоков индивидуальной и групповой диагностики. Ядро данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операционную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Чтобы получить полное представление об индивидуальных особенностях ребенка, в Карте отражается максимально возможный спектр психологических характеристик:

Характеристика

Качественное содержание характеристики

Целевой ориентир ДОО, предпосылки формирования универсальных учебных действий (УУД) на уровне НОО

  1.  

скорость переработки информации

время, необходимое для решения умственной задачи

предпосылка для формирования познавательных УУД «умеет быстро и точно перерабатывать полученную информацию»

  1.  

внимательность

умение сужать круг своего внимания, сосредотачиваться на узкой задаче, чтобы ничего не отвлекало

предпосылка для формирования регулятивных универсальных учебных действий УУД - «умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу», «умеет сохранять заданную цель», «умеет видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого»,

  1.  

зрительно-моторная координация

способность, с помощью которой можно одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий

целевой ориентир «у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими»

  1.  

кратковременная речевая память

умение удерживать в уме то, что слышит, но еще не понимает

предпосылка для формирования познавательных УУД «умеет произвольно сохранять и использовать информацию на слух и зрительно»

  1.  

кратковременная зрительная память

способность сохранять небольшое количество визуальной информации на короткий промежуток времени

предпосылка для формирования познавательных УУД «умеет произвольно сохранять и использовать информацию на слух и зрительно»

  1.  

речевое развитие

владение родным языком, как основой формирования мышления

целевой ориентир «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»

  1.  

линейное визуальное мышление

умение проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия

предпосылка для формирования познавательных УУД «умеет проводить в уме операции сравнения, обобщения, классификации»

  1.  

структурное визуальное мышление

умение мыслить по аналогии

предпосылка для формирования познавательных УУД «умеет устанавливать аналогии на предметном материале»

  1.  

понятийное интуитивное мышление

возможность самостоятельно разбираться в материале и самообучаться

целевой ориентир «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать»

  1.  

понятийное логическое мышление

способность понимать суть правил, законов, формул, видеть зону их применения и умение использовать их на практике

предпосылка для формирования познавательных УУД «владеет широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач»

  1.  

понятийное речевое мышление

умение использовать понятия и логические конструкции в мыслительной деятельности

целевой ориентир «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»

  1.  

понятийное образное мышление

умение использовать образы в мыслительной деятельности

предпосылка для формирования познавательных УУД «умеет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам»

  1.  

абстрактное мышление

способность отвлечься от качественного содержания материала

предпосылка для формирования познавательных УУД «сформированность умения кодирования/замещения (использования знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов)»

  1.  

тревожность

ощущение внутреннего напряжения

предпосылка для формирования личностных УУД «сформирована основа оптимистического восприятия мира»

  1.  

мотивационная готовность

отношение к школе, к учению

предпосылка для формирования личностных УУД «положительно относится к школе, чувствует необходимость учения»

Для оптимизации процесса взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и сокращения времени заполнения документов сопровождения обучающихся Карта разработана в формате Exel. Использование электронного формата карты дает возможность обмена информацией в кратчайшие сроки, повышения производительности работы организации, прозрачности операций, сокращения расходов и оптимизации рабочего времени сотрудников.

При заполнении Карты, введения количественных данных, обработка полученных результатов осуществляется автоматически в соответствии технологией и ключами диагностического комплекса. Происходит автоматическое изменение формата ячейки. Это позволяет педагогу максимально сократить время для обработки содержания карты, сразу увидеть проблему, сделать анализ общих проблем в максимально короткие сроки, выработать стратегию по коррекции выявленной проблемы и выработке рекомендаций всем участникам образовательного процесса.

В результате обработки полученных результатов выделяется пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: низкий, слабый, средний, хороший и высокий. Уровень развития психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными.

Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о его готовности к школьному обучению формулируются только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс.

На каждого воспитанника автоматически формируется Индивидуальный протокол психологического исследования, в котором отражаются не только особенности его развития, но и даются рекомендации по оптимизации обучения в соответствии с данными особенностями.

Например, если у ребенка выявлен низкий или слабый уровень скорости переработки информации, то педагогам и родителям даются следующие рекомендации: «повышенные нагрузки недопустимы. Выраженные трудности могут появиться при выполнении письменных работ: либо не будет успевать, либо будет низким качество работы. В этом случае надо больше внимания уделять отработке навыков письма дома, но нельзя делать это «механически». Следует помнить, что скорость выполнения письменных работ напрямую зависит от навыков чтения и счета. Бесполезно заставлять ребенка быстро писать, палочки, буквы или цифры. Этим можно довести ребенка до невроза, но быстрее писать он не сможет. Только беглое чтение и формирование представительства числового поля в голове ребенка переводят выполнение письменных работ на качественно другой, более высокий уровень, превращая механическое срисовывание в собственно письменную деятельность. Скорость будет повышаться по мере автоматизации, свертывания навыков чтения и счета. Можно поработать и над моторикой. Если ребенок не устал при выполнении домашнего задания и готов поработать, то можно предложить ему написать еще 2-З строчки в черновике, повторив основное задание, которое он проделал в прописи. Лучше, чтобы ребенок писал не отдельные буквы, а целые слова. Как только ребенок освоит несколько букв, можно придумать из них слова и предлагать ребенку писать именно их. Такая работа выполняется ребенком с большим интересом. Кроме того, простые навыки (например, написание различных букв) быстрее автоматизируются, если они включены в более сложную деятельность. При этом не следует требовать от ребенка соблюдения правила безотрывочного письма». Или, если низкий или слабый уровень речевой памяти, то такие рекомендации: «Низкий уровень речевой памяти повлияет на то, что ребенок будет не сразу понимать объяснения учителя или обращенные к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребенок будет испытывать при восприятии нового материала. Низкий уровень развития кратковременной речевой памяти может быть обусловлен следующими причинами: речевым развитием, небольшим словарным запасом, отсутствием совместных игр и занятий взрослых и детей, высоким уровнем личностной тревожности, сочетанием сохранения в поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам развития ребенка с высокой беспечностью. Возможно одновременное сочетание нескольких причин. Не рекомендуется заниматься, используя традиционные формы тренировки памяти: заучивание стихов, придумывание ассоциативных цепочек. Необходимо работать с причиной и заниматься тем, что дает максимальный развивающий результат. В любом случае полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса. Необходимо объяснять значение слов, учить правильно говорить и строить предложения. При объяснении необходимо пользоваться короткими фразами. Возможно необходимы занятия с логопедом. Традиционные способы тренировки памяти не дают такого эффекта.

Они остаются скорее играми (но могут превратиться и в утомительные занятия), а отработанные частные навыки ребенок, как правило, нигде больше не использует, кроме как в процессе самих этих игр». Все перечисленные рекомендации сформулированы на основе методических рекомендаций Л.. А. Ясюковой.

Карта готовности к школьному обучению может использоваться:

  1. Руководителями образовательного учреждения для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательного учреждения, проведения педагогических советов и консилиумов.
  2. Учителями, педагогами дополнительного образования, классным руководителем для планирования работы в период адаптации, создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка, осуществления личностно — ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка, выбора оптимальных образовательных технологий.
  3. Специалистами (психологами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами) с целью получения информации об индивидуальных особенностях развития ребенка, динамике его развития и выработке мероприятий для коррекционной и индивидуальной работы.
  4. Родителями для своевременного и более полного владения информацией об уровне актуального развития своего ребенка, обмена информацией со всеми участниками образовательного процесса и непосредственной включенности в образовательный процесс.

Как показала практика, использование Карты психолого-педагогического сопровождения учащегося значительно облегчают процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (215) выйдет
31 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год