Использование «Карты готовности к обучению в школе» как инструмент профилактики проблем в обучении. |
Скоро в школу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Тверитинова Татьяна Александровна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.05.2021 21:28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использование «Карты готовности к обучению в школе» как инструмент профилактики проблем в обучении. Аннотация: Одним из инструментов, позволяющим качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся на уровне дошкольного и начального общего образования является использование в работе «Карты готовности к обучению в школе». Использование Карты в формате Exel дает возможность педагогам, специалистам и родителям (законным представителям) быстро и своевременно получать информацию об особенностях развития ребенка, и как следствие, более качественно осуществлять процесс обучения. Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей.
На наш взгляд, одним из инструментов, позволяющим качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе с дошкольного на начальный уровень образования является использование в работе «Карты готовности к обучению в школе». Карта позволяет осуществлять длительный и систематический мониторинг динамики развития ребенка в образовательном процессе, сформированность предпосылок для формирования универсальных учебных действий. Дает четкое и реальное представление о планируемых и достигнутых результатах обучения на дошкольном уровне образования. Педагоги начальной школы, владея информацией об особенностях развития каждого ученика, получают возможность более качественно осуществлять процесс обучения. И, как следствие, повышается качество образования в целом. В основе Карты используется диагностический комплекс «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», автор Л.А. Ясюкова и тест Д.В. Солдатова «Мотивационная готовность к обучению в школе». Данный диагностический комплекс состоит из двух методических блоков индивидуальной и групповой диагностики. Ядро данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операционную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Чтобы получить полное представление об индивидуальных особенностях ребенка, в Карте отражается максимально возможный спектр психологических характеристик:
Для оптимизации процесса взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и сокращения времени заполнения документов сопровождения обучающихся Карта разработана в формате Exel. Использование электронного формата карты дает возможность обмена информацией в кратчайшие сроки, повышения производительности работы организации, прозрачности операций, сокращения расходов и оптимизации рабочего времени сотрудников. При заполнении Карты, введения количественных данных, обработка полученных результатов осуществляется автоматически в соответствии технологией и ключами диагностического комплекса. Происходит автоматическое изменение формата ячейки. Это позволяет педагогу максимально сократить время для обработки содержания карты, сразу увидеть проблему, сделать анализ общих проблем в максимально короткие сроки, выработать стратегию по коррекции выявленной проблемы и выработке рекомендаций всем участникам образовательного процесса. В результате обработки полученных результатов выделяется пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: низкий, слабый, средний, хороший и высокий. Уровень развития психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными. Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о его готовности к школьному обучению формулируются только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс. На каждого воспитанника автоматически формируется Индивидуальный протокол психологического исследования, в котором отражаются не только особенности его развития, но и даются рекомендации по оптимизации обучения в соответствии с данными особенностями. Например, если у ребенка выявлен низкий или слабый уровень скорости переработки информации, то педагогам и родителям даются следующие рекомендации: «повышенные нагрузки недопустимы. Выраженные трудности могут появиться при выполнении письменных работ: либо не будет успевать, либо будет низким качество работы. В этом случае надо больше внимания уделять отработке навыков письма дома, но нельзя делать это «механически». Следует помнить, что скорость выполнения письменных работ напрямую зависит от навыков чтения и счета. Бесполезно заставлять ребенка быстро писать, палочки, буквы или цифры. Этим можно довести ребенка до невроза, но быстрее писать он не сможет. Только беглое чтение и формирование представительства числового поля в голове ребенка переводят выполнение письменных работ на качественно другой, более высокий уровень, превращая механическое срисовывание в собственно письменную деятельность. Скорость будет повышаться по мере автоматизации, свертывания навыков чтения и счета. Можно поработать и над моторикой. Если ребенок не устал при выполнении домашнего задания и готов поработать, то можно предложить ему написать еще 2-З строчки в черновике, повторив основное задание, которое он проделал в прописи. Лучше, чтобы ребенок писал не отдельные буквы, а целые слова. Как только ребенок освоит несколько букв, можно придумать из них слова и предлагать ребенку писать именно их. Такая работа выполняется ребенком с большим интересом. Кроме того, простые навыки (например, написание различных букв) быстрее автоматизируются, если они включены в более сложную деятельность. При этом не следует требовать от ребенка соблюдения правила безотрывочного письма». Или, если низкий или слабый уровень речевой памяти, то такие рекомендации: «Низкий уровень речевой памяти повлияет на то, что ребенок будет не сразу понимать объяснения учителя или обращенные к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребенок будет испытывать при восприятии нового материала. Низкий уровень развития кратковременной речевой памяти может быть обусловлен следующими причинами: речевым развитием, небольшим словарным запасом, отсутствием совместных игр и занятий взрослых и детей, высоким уровнем личностной тревожности, сочетанием сохранения в поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам развития ребенка с высокой беспечностью. Возможно одновременное сочетание нескольких причин. Не рекомендуется заниматься, используя традиционные формы тренировки памяти: заучивание стихов, придумывание ассоциативных цепочек. Необходимо работать с причиной и заниматься тем, что дает максимальный развивающий результат. В любом случае полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса. Необходимо объяснять значение слов, учить правильно говорить и строить предложения. При объяснении необходимо пользоваться короткими фразами. Возможно необходимы занятия с логопедом. Традиционные способы тренировки памяти не дают такого эффекта. Они остаются скорее играми (но могут превратиться и в утомительные занятия), а отработанные частные навыки ребенок, как правило, нигде больше не использует, кроме как в процессе самих этих игр». Все перечисленные рекомендации сформулированы на основе методических рекомендаций Л.. А. Ясюковой. Карта готовности к школьному обучению может использоваться:
Как показала практика, использование Карты психолого-педагогического сопровождения учащегося значительно облегчают процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса.
|