Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация с элементами практикума «Спортивное ориентирование в детском саду»
Спорт, тренировки
Автор: Артемьева Мария Александровна   
08.06.2021 20:02

Консультация с элементами практикума «Спортивное ориентирование в детском саду»Консультация с элементами практикума «Спортивное ориентирование в детском саду»

Подготовила: инструктор по физической культуре Артемьева М.А

В дошкольном образовании на современном этапе происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы ДОО. Одной из актуальных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, является укрепление здоровья и профилактика заболеваний детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, выделяют двигательную активность, проявляющуюся в естественной потребности в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

 

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

А современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к условию психофизического состояния дошкольников, к их переходу из детского сада в общеобразовательную школу. Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы.

В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую готовность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.

Одним из средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется переработка специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Ориентирование, как вид спорта по своему характеру, способствует развитию индивидуальности ребенка. Ведь с самого первого занятия его учат ставить цель – «прийти на финиш», добиваться выполнения этой цели – «пройти дистанцию», а главное – выполнить это самостоятельно.

Таким образом, двигательная деятельность, организованная на открытом воздухе, усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность, а окружение природной среды создает благоприятные условия для всестороннего развития детей

Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений, умений определяться на местности. Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, кроме того, многие виды школьной деятельности требуют владения навыками ориентировки на плоскости (тетрадь, учебник, парта и пр.).

Спортивное ориентирование – это как индивидуальный, так и коллективный вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача – выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его – максимально точно и с наименьшими затратами времени.

Существуют следующие основные виды спортивного ориентирования:

Как отмечает Завьялова Т. Г. (2001) в дошкольном учреждении используется все виды ориентирования. В основном это проходит в форме игры. Игра может проходить как в помещении, так и на участке детского сада,

Ориентирование в заданном направлении «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольного пункта. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

Применительно к ДОО это игра по станциям на территории. Организатор заранее разрабатывает маршруты, готовит карты прохождения маршрутов. Вместе с помощниками устанавливает контрольные пункты, знакомит с правилами проведения ориентирования. Перед стартом каждая команда получает карту местности, с обозначенными на ней местом старта и контрольными пунктами. Каждый контрольный пункт – это станция, которая имеет свое название, тему. Например «В гостях у лесовика», «служба спасения МЧС». За каждым контрольным пунктом назначают ответственного, который в образе какого-нибудь героя сказок, мультфильмов, сотрудника спецслужбы встречает детей, и предлагает участникам ответить на вопрос или выполнить задание, а также регулирует прохождение контрольного пункта, чтобы команды не встречались на маршруте. Задания и темы на станциях могут быть разными: отгадывание загадок по правилам поведения в природе, собрать в рюкзак предметы для похода, помочь собрать белочке шишки и сосчитать их и т. д.

Ориентирование по выбору «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке;

Ориентирование по выбору проходит с привлечением родителей. Например, организаторы придумывают слово — шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «дружба», «счастье»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько, букв в слове. Затем организаторы устанавливают контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша. При подготовке соревнований дети принимают посильное участие: готовят атрибуты, помогают их убирать. Командам заранее разъясняются правила прохождения маршрута, знакомят с картой. Выигрывает та семья, которая быстрее всех преодолеет предложенную дистанцию и составит зашифрованное слово.

Взрослые и дети испытывают радость оттого, что им удаётся найти контрольные пункты. Каждый раз это маленькое приключение, где дети могут показать свои знания и умения, полученные ранее.

Ориентирование на маркированной трассе «МТ»

Ориентировании по маркированной трассе более сложный вариант, где участникам предоставляется карта без обозначенных контрольных пунктов. Следуя по маркированной трассе, участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф, если есть ошибки. Штрафом могут быть выполнение какого-нибудь задания (отгадывание загадки, объяснить пословицу и т. д.). Проходя маршрут, ребенок преодолевает полосу препятствий, например, пройди через болото (прыжки из обруча в обруч, пройди через лес (бег между предметами, перейди речку (ходьба по бревну или гимнастической скамейке) и т. д. Такой вид ориентирования используют те дошкольные учреждения, которые ведут углубленную работу по туризму и краеведению.

Обучение ориентированию происходит в физкультурно-оздоровительной работе конкретного дошкольного учреждения в соответствие с программными требованиями поэтапно:

в групповом помещении;

в здании детского сада;

на территории учреждения;

районные туристические слеты.

Знакомство с основами спортивного ориентирования начинается в возрасте 5-6 лет. Начинается оно с того, что дети знакомятся с групповой комнатой, изображая предметы в виде геометрических фигур, детям предлагается посмотреть на схему групповой комнаты с высоты (сверху). Обращается внимание на то, что стол похож на вытянутый прямоугольник, а шкаф изображается прямоугольником шире. Так постепенно дети знакомятся с картой — схемой. Для лучшего усвоения карты- схемы предметы, изображённые на ней лучше раскрасить цветом, совпадающим с реальным. После того, когда будет нарисована и усвоена «большая» карта — схема игровой комнаты, дается индивидуальное задание каждому ребёнку, нарисовать на малом листе бумаги, все предметы, находящиеся в групповой комнате. Дети быстрее осваивают элементы ориентирования, если пользуются схемой, которую нарисовали сами. Главное, закрепить с детьми, что при передвижении держать перед собой карту — схему надо так, чтобы её главные детали (стены, окна, двери) совпадали с их подлинным расположением. Можно использовать игры «Найди, где спряталась игрушка».

Затем усложнять задание, выполняя его на участке детского сада. А затем вместе с воспитателем составляют карту — схему всей территории детского сада.

В обучении ориентированию дошкольников используют следующие средства туризма:

физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок; найди в комнате спрятанный предмет и объясни словами, где он находится; с какой стороны от тебя сидит Саша; пройди вперёд и встань между Серёжей и Мишей; что находится позади стола; с какой стороны едет автобус; Лена, дойди до стола и поверни налево; Серёжа, вытяни правую руку вперёд, а левую в сторону и наоборот

Такие упражнения всегда с большим интересом увлекают ребят. Они учатся определять положение предметов относительно своего тела, и наоборот, своё положение по отношению к окружающим предметам.

подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности; иди прямо, от стола поверни направо и сделай 5 шагов – найдёшь карту (предмет, приз и другое).

доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.).

Особенности в организации проведения спортивного ориентирования на местности:

наличие безопасного участка, доступности и сложности прохождения маршрута,

достаточный уровень материально-технического оснащения, для создания мотивации и повышения интереса прохождения трассы;

учет погодных условий;

предоставление помещений для отдыха и переодевания детей;

наличие предварительной работы с сотрудниками детского сада по изготовлению инвентаря, с социальными партнерами по организации наградной атрибутики и подарков, украшения территории.

Иногда взрослые в растерянности не могут определить направление движения, они так и не достигли автоматизма в пространственной ориентации. Как помочь ребёнку овладеть этими знаниями и умениями?

Цель работы заключается в том, чтобы:

- Познакомить детей со спортивным ориентированием, как одним из множества видов спорта

- Вызвать у детей интерес к этому виду спорта (когда наступает момент выбора детьми спортивной секции)

- Закрепление взаимосвязи ДОУ с семьёй (семейная команда)

Умение ориентироваться — важнейший навык для каждого человека.

Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Список литературы

  1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004. -116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).
  2. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. – Режим доступа: http://lib. sportedu. ru/press/fkvot/2001N2/p4550. htm#Page_Toр
  3. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. — №8. — С. 91-92
  4. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 — 1999, С 61-64.
  5. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.

Обучающие и развивающие игры в спортивном ориентировании

Упражнение 1 «Нитка маршрута».

На листе бумаги в клеточку карандашом изобразить нитку маршрута в соответствии с заданием.

Упражнение 2. Самостоятельное составление нитки и задания. Упражнение является более сложным (творческим) вариантом упр. 1, но тем интереснее детям, что они сами сочиняют задания для других ребят.

Когда дети безошибочно начинают определять стороны горизонта на бумаге, переходим к следующему упражнению вне рабочего стола: на полу в классе, спортзале, на улице.

Упражнение 3. Игра «Мы в такие шагали дали» (для тех, кто пока плохо справляется с компасом)

Задача: Сделать как можно больше шагов по сторонам горизонта.

Участник стоит на старте. Ведущий называет сторону горизонта (например: северо-восток), участник делает шаг в этом направлении до условного знака, потом следующий…до первой ошибки, после которой выбывает. Ведущий ведет протокол.

Упражнение 4. Время перейти к компасу. Следующее упражнение такое же, но ученик определяет стороны горизонта по компасу. Обучающийся держит компас перед собой в руке, стоит лицом на север и выполняет команды ведущего: шаг на северо- запад, шаг на юг. Играют до первой ошибки, потом команды выполняются следующие. Можно провести в соревновательной форме, если вести протокол количества правильных шагов.

Упражнение 5. После того как дети получат представление о градусной шкале компаса и понятие «азимут» игра усложняется. В отличии от упражнения 4 ведущий дает команды не по сторонам горизонта, а по азимуту (градусы): шаг по азимуту 30 градусов и т. п.

Упражнение 6. Звездное ориентирование на местности

Задача: определение КП по азимуту, движение по азимуту и отметка КП в карточке.

На карточке участника указаны пять азимутов (применяется рассеивание). Участник берет первый азимут (азимут- 250°) по компасу и бежит в данном направлении до КП, делает отметку и возвращается на старт, потом берет следующий азимут и т.д.

Старт общий. По завершению указывается в карточке порядок финиша. Выигрывает тот, кто правильно отметит все КП, при одинаковом результате учитывается порядок финиша.

Упражнение 7 «Угадай профиль»

Задача: Подобрать графическое изображение рельефа к заданному профилю.

Участник бежит в противоположную сторону спортзала, где лежит задание. Запоминает первый профиль, бежит обратно, находит соответствующий первому профилю графическое изображение рельефа, запоминает порядковый номер ответа, бежит к судье, называет ответ. Если ответ правильный, продолжает упражнение. Если ответ неправильный, бежит штрафной круг и продолжает упражнение.

*

Упражнение 8.Пазлы

Собрать из фрагментов карту на время или кто быстрее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год