Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация с элементами практикума «Спортивное ориентирование в детском саду»
Спорт, тренировки
Автор: Артемьева Мария Александровна   
08.06.2021 20:02

Консультация с элементами практикума «Спортивное ориентирование в детском саду»Консультация с элементами практикума «Спортивное ориентирование в детском саду»

Подготовила: инструктор по физической культуре Артемьева М.А

В дошкольном образовании на современном этапе происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы ДОО. Одной из актуальных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, является укрепление здоровья и профилактика заболеваний детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, выделяют двигательную активность, проявляющуюся в естественной потребности в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

 

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

А современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к условию психофизического состояния дошкольников, к их переходу из детского сада в общеобразовательную школу. Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы.

В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую готовность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.

Одним из средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется переработка специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Ориентирование, как вид спорта по своему характеру, способствует развитию индивидуальности ребенка. Ведь с самого первого занятия его учат ставить цель – «прийти на финиш», добиваться выполнения этой цели – «пройти дистанцию», а главное – выполнить это самостоятельно.

Таким образом, двигательная деятельность, организованная на открытом воздухе, усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность, а окружение природной среды создает благоприятные условия для всестороннего развития детей

Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений, умений определяться на местности. Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, кроме того, многие виды школьной деятельности требуют владения навыками ориентировки на плоскости (тетрадь, учебник, парта и пр.).

Спортивное ориентирование – это как индивидуальный, так и коллективный вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача – выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его – максимально точно и с наименьшими затратами времени.

Существуют следующие основные виды спортивного ориентирования:

Как отмечает Завьялова Т. Г. (2001) в дошкольном учреждении используется все виды ориентирования. В основном это проходит в форме игры. Игра может проходить как в помещении, так и на участке детского сада,

Ориентирование в заданном направлении «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольного пункта. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.

Применительно к ДОО это игра по станциям на территории. Организатор заранее разрабатывает маршруты, готовит карты прохождения маршрутов. Вместе с помощниками устанавливает контрольные пункты, знакомит с правилами проведения ориентирования. Перед стартом каждая команда получает карту местности, с обозначенными на ней местом старта и контрольными пунктами. Каждый контрольный пункт – это станция, которая имеет свое название, тему. Например «В гостях у лесовика», «служба спасения МЧС». За каждым контрольным пунктом назначают ответственного, который в образе какого-нибудь героя сказок, мультфильмов, сотрудника спецслужбы встречает детей, и предлагает участникам ответить на вопрос или выполнить задание, а также регулирует прохождение контрольного пункта, чтобы команды не встречались на маршруте. Задания и темы на станциях могут быть разными: отгадывание загадок по правилам поведения в природе, собрать в рюкзак предметы для похода, помочь собрать белочке шишки и сосчитать их и т. д.

Ориентирование по выбору «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке;

Ориентирование по выбору проходит с привлечением родителей. Например, организаторы придумывают слово — шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «дружба», «счастье»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько, букв в слове. Затем организаторы устанавливают контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша. При подготовке соревнований дети принимают посильное участие: готовят атрибуты, помогают их убирать. Командам заранее разъясняются правила прохождения маршрута, знакомят с картой. Выигрывает та семья, которая быстрее всех преодолеет предложенную дистанцию и составит зашифрованное слово.

Взрослые и дети испытывают радость оттого, что им удаётся найти контрольные пункты. Каждый раз это маленькое приключение, где дети могут показать свои знания и умения, полученные ранее.

Ориентирование на маркированной трассе «МТ»

Ориентировании по маркированной трассе более сложный вариант, где участникам предоставляется карта без обозначенных контрольных пунктов. Следуя по маркированной трассе, участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф, если есть ошибки. Штрафом могут быть выполнение какого-нибудь задания (отгадывание загадки, объяснить пословицу и т. д.). Проходя маршрут, ребенок преодолевает полосу препятствий, например, пройди через болото (прыжки из обруча в обруч, пройди через лес (бег между предметами, перейди речку (ходьба по бревну или гимнастической скамейке) и т. д. Такой вид ориентирования используют те дошкольные учреждения, которые ведут углубленную работу по туризму и краеведению.

Обучение ориентированию происходит в физкультурно-оздоровительной работе конкретного дошкольного учреждения в соответствие с программными требованиями поэтапно:

в групповом помещении;

в здании детского сада;

на территории учреждения;

районные туристические слеты.

Знакомство с основами спортивного ориентирования начинается в возрасте 5-6 лет. Начинается оно с того, что дети знакомятся с групповой комнатой, изображая предметы в виде геометрических фигур, детям предлагается посмотреть на схему групповой комнаты с высоты (сверху). Обращается внимание на то, что стол похож на вытянутый прямоугольник, а шкаф изображается прямоугольником шире. Так постепенно дети знакомятся с картой — схемой. Для лучшего усвоения карты- схемы предметы, изображённые на ней лучше раскрасить цветом, совпадающим с реальным. После того, когда будет нарисована и усвоена «большая» карта — схема игровой комнаты, дается индивидуальное задание каждому ребёнку, нарисовать на малом листе бумаги, все предметы, находящиеся в групповой комнате. Дети быстрее осваивают элементы ориентирования, если пользуются схемой, которую нарисовали сами. Главное, закрепить с детьми, что при передвижении держать перед собой карту — схему надо так, чтобы её главные детали (стены, окна, двери) совпадали с их подлинным расположением. Можно использовать игры «Найди, где спряталась игрушка».

Затем усложнять задание, выполняя его на участке детского сада. А затем вместе с воспитателем составляют карту — схему всей территории детского сада.

В обучении ориентированию дошкольников используют следующие средства туризма:

физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок; найди в комнате спрятанный предмет и объясни словами, где он находится; с какой стороны от тебя сидит Саша; пройди вперёд и встань между Серёжей и Мишей; что находится позади стола; с какой стороны едет автобус; Лена, дойди до стола и поверни налево; Серёжа, вытяни правую руку вперёд, а левую в сторону и наоборот

Такие упражнения всегда с большим интересом увлекают ребят. Они учатся определять положение предметов относительно своего тела, и наоборот, своё положение по отношению к окружающим предметам.

подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности; иди прямо, от стола поверни направо и сделай 5 шагов – найдёшь карту (предмет, приз и другое).

доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.).

Особенности в организации проведения спортивного ориентирования на местности:

наличие безопасного участка, доступности и сложности прохождения маршрута,

достаточный уровень материально-технического оснащения, для создания мотивации и повышения интереса прохождения трассы;

учет погодных условий;

предоставление помещений для отдыха и переодевания детей;

наличие предварительной работы с сотрудниками детского сада по изготовлению инвентаря, с социальными партнерами по организации наградной атрибутики и подарков, украшения территории.

Иногда взрослые в растерянности не могут определить направление движения, они так и не достигли автоматизма в пространственной ориентации. Как помочь ребёнку овладеть этими знаниями и умениями?

Цель работы заключается в том, чтобы:

- Познакомить детей со спортивным ориентированием, как одним из множества видов спорта

- Вызвать у детей интерес к этому виду спорта (когда наступает момент выбора детьми спортивной секции)

- Закрепление взаимосвязи ДОУ с семьёй (семейная команда)

Умение ориентироваться — важнейший навык для каждого человека.

Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Список литературы

  1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004. -116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).
  2. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. – Режим доступа: http://lib. sportedu. ru/press/fkvot/2001N2/p4550. htm#Page_Toр
  3. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. — №8. — С. 91-92
  4. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 — 1999, С 61-64.
  5. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.

Обучающие и развивающие игры в спортивном ориентировании

Упражнение 1 «Нитка маршрута».

На листе бумаги в клеточку карандашом изобразить нитку маршрута в соответствии с заданием.

Упражнение 2. Самостоятельное составление нитки и задания. Упражнение является более сложным (творческим) вариантом упр. 1, но тем интереснее детям, что они сами сочиняют задания для других ребят.

Когда дети безошибочно начинают определять стороны горизонта на бумаге, переходим к следующему упражнению вне рабочего стола: на полу в классе, спортзале, на улице.

Упражнение 3. Игра «Мы в такие шагали дали» (для тех, кто пока плохо справляется с компасом)

Задача: Сделать как можно больше шагов по сторонам горизонта.

Участник стоит на старте. Ведущий называет сторону горизонта (например: северо-восток), участник делает шаг в этом направлении до условного знака, потом следующий…до первой ошибки, после которой выбывает. Ведущий ведет протокол.

Упражнение 4. Время перейти к компасу. Следующее упражнение такое же, но ученик определяет стороны горизонта по компасу. Обучающийся держит компас перед собой в руке, стоит лицом на север и выполняет команды ведущего: шаг на северо- запад, шаг на юг. Играют до первой ошибки, потом команды выполняются следующие. Можно провести в соревновательной форме, если вести протокол количества правильных шагов.

Упражнение 5. После того как дети получат представление о градусной шкале компаса и понятие «азимут» игра усложняется. В отличии от упражнения 4 ведущий дает команды не по сторонам горизонта, а по азимуту (градусы): шаг по азимуту 30 градусов и т. п.

Упражнение 6. Звездное ориентирование на местности

Задача: определение КП по азимуту, движение по азимуту и отметка КП в карточке.

На карточке участника указаны пять азимутов (применяется рассеивание). Участник берет первый азимут (азимут- 250°) по компасу и бежит в данном направлении до КП, делает отметку и возвращается на старт, потом берет следующий азимут и т.д.

Старт общий. По завершению указывается в карточке порядок финиша. Выигрывает тот, кто правильно отметит все КП, при одинаковом результате учитывается порядок финиша.

Упражнение 7 «Угадай профиль»

Задача: Подобрать графическое изображение рельефа к заданному профилю.

Участник бежит в противоположную сторону спортзала, где лежит задание. Запоминает первый профиль, бежит обратно, находит соответствующий первому профилю графическое изображение рельефа, запоминает порядковый номер ответа, бежит к судье, называет ответ. Если ответ правильный, продолжает упражнение. Если ответ неправильный, бежит штрафной круг и продолжает упражнение.

*

Упражнение 8.Пазлы

Собрать из фрагментов карту на время или кто быстрее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год