Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Подвижные игры и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Спорт, тренировки
Автор: Гавриленко Кристина Владимировна   
24.06.2021 11:57

Подвижные игры и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста.Подвижные игры и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Гавриленко Кристина Владимировна старший воспитатель первой квалификационной категории

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно — бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач.

Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.

 

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, деятельность сердца и легких и улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Игры способствуют развитию волевых процессов, так как сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, часто сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности и товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Но несмотря на все преимущества подвижных игр, повседневная жизнь современных детей стала более «домашней», большая часть которой протекает у компьютера, планшета, телефона или телевизора. В следствии чего, естественно, снижается двигательная активность детей, нарушается координация движений и ловкость.

Отрицательные стороны данной проблемы очевидны – ухудшается зрение, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник. У ребенка могут возникнуть проблемы с сердечно — сосудистой системой, что может повлиять на снижение иммунитета.

Поэтому укрепление и сохранение здоровья детей в дошкольных учреждениях считаем первоочередной задачей.

Сегодня хочу вам рассказать о подвижных играх, которые вы можете легко использовать в своей педагогической деятельности. Их мы условно разделили на 3 группы:

  1. Игры малой подвижности в группе
  2. Игры на улице, когда идёт дождь
  3. Физкультминутки в НОД

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ.

Дети так устроены, что им необходимо постоянно двигаться. Но вот в чём проблема – в группе особо не развернёшься и не разбежишься, того и гляди собьёшь товарища по группе.

Поэтому именно игры малой подвижности выручают в данных ситуациях. Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию.

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию новую форму работы с детьми в группе. Это координационные лестницы.

Координационная лестница — это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок во многих видах спорта. Ее используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Использование упражнений с координационными лестницами позволит сформировать у детей интерес к занятиям не только спортивным играм, но и физической культурой в целом. Упражнения на координационной лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее. Лестница работает по принципу развития общих спортивных навыков, которые затем могут быть перенесены уже в какую-то особую спортивную отрасль.

Лестница состоит из прочных нейлоновых лент и 7, 11-ти гибких (4 или 8 метров) пластиковых поперечен. Ширина лестницы — 50 см, расстояние между планками — 40 см. Так как приобретение такого тренажера требовало определённых финансовых затрат, поэтому мы изготовили её собственными руками.

Координационная лестница является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития скоростных навыков при выполнении движений на коротких дистанциях, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.

При занятиях на координационной лестнице — можно регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься на ней абсолютно всем желающим.

Ну и, пожалуй, последний и немаловажный фактор — удобство. Этот тренажёр, очень компактный не занимает большую площадь, что имеет немаловажную роль в групповых комнатах детского сада.

Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными, предназначенными для конкретного вида спорта, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

Нами были составлены комплексы упражнений на координационной лестнице: в ходьбе, беге, прыжковые упражнения, упражнения в упорах, упражнения с мячом и теперь они активно используются как инструктором по физической культуре, так и воспитателями в свободной деятельности детей.

ИГРЫ НА УЛИЦЕ, КОГДА ИДЁТ ДОЖДЬ

Думаю, что вы со мной согласитесь, что погодные условия нашего родного и любимого края немного суровы и возможности гулять с детьми на свежем воздухе достаточно ограничены. Но прогулки в дошкольных учреждениях никто не отменял. Поэтому если дети одеты по погоде и есть веранда на участке, то никакой дождь не будет страшен.

Предлагаем вашему вниманию первую часть таких игр — это «Подвижные игры актёрского мастерства». Они не требуют определённой подготовки, но при это активно развивают воображение, фантазию и скрытые актерские таланты наших любимых дошколят.

Предложите детям пофантазировать и изобразить движениями и мимикой горячий утюг, будильник, чайник, телефон или кофемолку. Детям младшего возраста «загадывать» слово можно на ушко или показывать картинку, изображаемого предмета. Для детей старшего возраста можно уже сделать карточки со словами.

Можно почувствовать себя театральным актёром и изобразить этюд. Выполняет его водящий, а остальные угадывают. Предложите изобразить как можно вдеть нитку в иголку, точить карандаш точилкой или перочинным ножиком или даже достать из кошелька деньги и считать их

Предложите ребятам устроить Гиннес – шоу. Самое главное в этом конкурсе – придумать много необычных и совершенно несерьезных состязаний на определение самого-самого. Необходимо объяснить, как ведущему, что такое Книга рекордов Гиннеса, сообщить о славе, которая ждет победителей. На любой конкурс можно вызывать всех желающих.

Вторая часть – это «Игры — познавайки». Они формируют представление детей об окружающем мире, закрепляют уже имеющиеся знания и развивают активный познавательный интерес.

Они формируют представление детей об окружающем мире, закрепляют уже имеющиеся знания и развивают активный познавательный интерес.

Например «Дождик – художник» Возьмите с собой на прогулку порошковые краски или пищевые красители, нарисуйте ими картины на мокрых дорожках и вместе полюбуйтесь, в какие причудливые узоры превратят из капельки дождя. А если налить немного акварели или гуаши в небольшую лужицу, то она превратиться в сказочное цветное озеро.

Можно побыть самыми настоящими исследователями и пойти к самой большой луже и бросать в неё разные предметы. Тонет или не тонет. А от какого камешка будет больше брызг? А как узнать глубину лужи, не промочим ли мы ноги, достаточно высокие у нас сапожки? Не спешите показывать ребенку верный ответ, пусть попробует догадаться, что глубину лужи можно узнать с помощью палочки. А потом сравнить глубину и высоту сапог.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В НОД.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. Они быстро устают, снижается внимание, у детей теряется интерес к деятельности.

Одним из самых лучших способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Достаточно новыми и интересными методами проведения физкультминуток в непосредственно образовательной деятельности является использование музыкального сопровождения Екатерины Железновой и физкультминутки под видеоряд, другими словами — песенки с движениями.

Екатерина Железнова вместе со своим супругом Сергеем разработала программу «Музыка с мамой» для раннего развития детей от 6 месяцев до 6 лет. Это игровая форма подачи материала, доступна и практична в использовании. Это превращает физкультминутки не только в позитивный отдых, а так же способствует обучению дошкольников.

В данной программе существуют много песенок и мелодий для каждого возраста по различным темам, что, несомненно, облегчает подбор необходимого материала для занятия педагогом. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Физкультминутки могут быть не только под музыку, то так же под видеоряд. Вариантов в интернет пространстве множество, разработаны соответственно возрасту ребёнка. Например, Смешарики, для более младших детей, а Кукутики и Анималики для старшего дошкольного возраста.

Уверены, что такие необычные формы физкультминуток способны весело и с пользой предупредить переутомление дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год