Распространение и внедрение опыта работы по вопросам социокультурного развития дошкольников через физическую культуру
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы»
Инструкторы по физической культуре:
- Н. А. Масленникова
- Е. А. Ларина
Музыкальный руководитель
Распространение и внедрение опыта работы по вопросам социокультурного развития дошкольников через физическую культуру в рамках сетевого взаимодействия ДОО на основе системно-деятельностного подхода как залог успешной реализации ФОП и ФАОП ДО
Цель: Рассмотреть механизмы, методы, приемы, формы и содержание работы по социокультурному развитию дошкольников через физическую культуру. Поделиться опытом взаимодействия с другими ДОО, способствующего эффективной реализации Федеральных образовательных программ (ФОП) и Федеральных адаптированных образовательных программ (ФАОП) для дошкольников.
- Введение социокультурных и физкультурных аспектов в образовательную среду дошкольников позволяет гармонично развивать личность ребенка, формируя культурные, моральные и физические аспекты личности. Основная цель – создать условия для комплексного развития через активное взаимодействие с другими дошкольными образовательными организациями (ДОО) на основе сетевого подхода.
- Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход лежит в основе образовательного процесса, направленного на активное участие детей. Этот подход способствует усвоению детьми опыта через собственную деятельность, а также помогает развивать самостоятельность, инициативность и ответственность.
- Механизмы сетевого взаимодействия ДОО
Для эффективного взаимодействия ДОО необходимо наладить тесное сотрудничество с организациями, занимающимися культурным и физическим развитием детей. Возможные механизмы взаимодействия включают:
- Проведение совместных спортивных мероприятий и праздников.
- Организацию культурных и спортивных мастер-классов.
- Совместное участие в конференциях и обучающих семинарах.
- Взаимное обучение педагогов через обмен опытом и практическими навыками.
4. Методы и приемы работы
В рамках социокультурного развития через физическую культуру можно использовать следующие методы:
- Игра и имитация – через игру дети учатся культурным и физическим нормам, например, играют в народные игры, изучают движения, характерные для национальных танцев.
- Обучающие ситуации – постановка конкретных задач для командной работы, что позволяет детям обучаться сотрудничеству.
- Педагогическое наблюдение и корректировка** – важно наблюдать за прогрессом ребенка и корректировать его действия, помогая формировать устойчивый навык.
- Проектная деятельность– создание проектов, например, участие в семейных спортивных праздниках, чтобы закрепить полученные знания.
5. Формы занятий и мероприятий
- Групповые занятия – основные физкультурные занятия, интегрированные с культурными темами (народные танцы, игры).
- Спортивные праздники и соревнования– формирование командного духа и навыков социальной коммуникации.
- Культурно-спортивные недели– совмещение физических упражнений с тематическими днями, посвященными культуре.
- Сетевые проекты– соревнования между ДОО, которые проводятся с целью популяризации здорового образа жизни и приобщения детей к культурным ценностям.
6. Содержание занятий и практикум
Содержание занятий должно быть направлено на интеграцию физических упражнений с культурными элементами. Например:
- Тематические упражнения– физические упражнения, сопровождающиеся элементами национальных культур, народными играми.
- Культурные игры – игры, в которых дети учатся традициям разных народов через движения.
- Этюды и театрализация – включение в занятия элементов этюдов и театрализации, где дети имитируют образы, сюжеты из культуры различных народов.
7. Практическое применение
На практике важно привлекать к процессу родителей и местные сообщества. Это можно сделать через:
- Проведение открытых уроков – вовлечение родителей в занятия, где они могут увидеть результаты детей.
- Организация совместных мероприятий с местными спортивными организациями – такие мероприятия позволяют детям проявить себя в спортивной и культурной деятельности вне детского сада.
Заключение
Социокультурное развитие дошкольников через физическую культуру способствует формированию целостной личности, развивая как физические, так и культурные аспекты. Сетевое взаимодействие между ДОО создает возможности для обмена опытом и является важным инструментом для успешного внедрения образовательных программ.
|