Организация партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников области физической культуре в ДОУ |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Предеина Галина Сергеевна | |||
04.12.2024 09:32 | |||
Организация партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников области физической культуре в ДОУ Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома. Н.М. Амосов Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей. Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребенка основу к постоянному стремлению к здоровью. Семья для ребёнка — источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем дел Сотрудничество — это общение «на равных», активная помощь друг другу, это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и формы общения необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам. О.Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми. Выделяются общепедагогические и специфические условия, необходимые для осуществления взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Все родители хотят обеспечить своему ребенку наилучший старт в жизни, и большинство хорошо понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, и в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье важные составляющие воспитания в семье. Лучше всего показать ребенку, как нужно относиться к физкультуре и спорту, на собственном примере. Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от общения. Цель нашей работы в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка, путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, но это возможно только в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская деятельность, организованная на базе ДОУ, при котором взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми. В ходе взаимодействия с семьями решаются следующие задачи: создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости; формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыков, основах анатомического строения собственного тела. Общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит во время праздников. Но чтобы праздники не стали своеобразным отчетом перед родителями, необходима четкая система взаимодействия педагогов, родителей и детей. Работу с родителями условно можно разделить на три части: Первая часть «На пути к сотрудничеству». Цель: мотивировать родителей на сотрудничество. Задачи: анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры родителей. Методы использовались общепринятые — анкетирование, беседы. Вторая часть «Узнаем друг друга» Цель: привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной работе и повышение их компетенции в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых. Здесь используются следующие виды взаимодействия: просмотр родителями открытых занятий по физкультуре, спортивных досугов; организация для них консультаций, «Школа для родителей»; привлечение родителей к изучению необходимой литературы, статей, программ (информационные стенды, памятки, ширмы). Третья часть «Активное сотрудни чество». Цель: активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности. Оно включает: участие в физкультурно-оздоровительных досугах, семейных праздниках; привлечение родителей к участию в подвижных играх; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, дыхательная гимнастика); в качестве примера успешной работы по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников проводятся совместные интегрированные занятия с участием родителей. Совместные физкультурно-оздоровительные занятия с родителями возможность приобщить взрослых к двигательной деятельности с детьми. Занятия повышают их заинтересованность в оздоровлении ребенка, способствуют приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта, учат взаимодействовать, снимают чувство неуверенности. Отличительная особенность этих занятий в том, что родители не только помогают педагогу, но и становятся индивидуальными тренерами своего ребенка. А это помогает детям, и родителям и педагогам гармонизировать детско-родительские отношения, устанавливать межличностное общение ребенка и взрослого, сформировать умение выполнять движения в детско-родительской паре. Проводятся такие занятия 1 раз в месяц. Принципы взаимодействия взрослых и детей на занятиях: «Помоги, но не навреди!», «Заинтересуй, но не настаивай!», «Помни о том, что каждый ребенок – индивидуальность!». Занятия проводятся в игровой форме или объединены сюжетом, темой. Игровой метод проведения занятий облегчает процесс запоминания, освоения и совершенствования упражнений, повышает эмоциональный фон проведения занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей. Занятия включают в себя выполнение различных физических упражнений: парные, основные, танцевальные, подвижные игры, игры-эстафеты. Каждое занятие состоит из традиционных трех частей: Вводно-подготовительной: Цель: настроить взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности и подготовить организм к физической нагрузке (различные виды ходьбы и бега в детско-родительской паре). Основная часть: Цель: формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско- родительской паре (ОРУ, ОВД, подвижные игры). Заключительная часть: Цель: восстановить дыхание, раскрепостить взрослых и детей (игровые упражнения, игры нравственного содержания). Каждое занятие предполагает интеграцию образовательных областей ( «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»). Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей целевые ориентиры. Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора, педагогов групп и специалистов детского сада, позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует более эффективному эмоциональному общению c детьми. Такая деятельность не ограничивается участием только родителей, ведь физкультурно-досуговой деятельностью совместно с детьми могут заниматься бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Многие родители признают действенным средством физического воспитания детей воспитание на личном примере. Это правильно, но немалую роль в формировании осознанного отношения к своему физическому развитию у ребенка играет момент состязания в различных эстафетах, соревнованиях, конкурсах. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание Хорошей традицией в детском саду может стать организация выставок детских работ, фотовыставок, которые организованы в группах по теме: «В здоровом теле здоровый дух!». Так же в группах при содействии родителей оборудованы спортивные центры. Совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и необходима. При организации, такой работы отмечаются следующие положительные моменты: Родители могут увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру методов и приемов воспитания. Они постепенно убеждаются, что их участие в организации и проведении совместных спортивных мероприятий важно для здоровья их ребенка. Способствует эмоциональному сближению взрослых и детей. Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома, на прогулке, в свободное время вместе с родителями. Родители активно участвуют во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Таким образом, организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, что позволяет раскрыть и развивать потенциальные возможности маленького человека. Библиографический список:
|