Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
Театральные занятия
Автор: Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна   
04.06.2020 14:35

Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельностиФормирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности

Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат творческих усилий коллектива. Вся организация работы в театральном коллективе должна помогать ребятам осознать, что занятие искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого воспитанника.

Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Они возникают спонтанно, а могут быть инициированы педагогом. Спектакли оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей. Любая форма работы позволяет организовать театрализованное действие вокруг того или иного члена коллектива (именинника, победителя конкурса чтецов). Именно в эти моменты воспитанники пробуют свои силы в сценарном искусстве, импровизации.

 

Участие в таком досуге не просто будит фантазию, усиливает ответственность ребят за организацию праздника, но и заставляет подумать о товарищах, вспомнить, какие черты его характера следует похвалить, а от каких надо попытаться избавиться. Перед педагогом возникают неожиданные ситуации, проблемы, и он должен быстро ориентироваться, проявлять находчивость, доброжелательность и терпение. Он должен знать жизнь и особенности характера каждого своего воспитанника, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.

Важнейшая заповедь педагога, работая с детьми, все время иметь в виду индивидуальность каждого из воспитанников. Деятельность воспитанников в процессе подготовки театрального действа должна быть прежде всего эстетической деятельностью. Это предполагает создание у воспитанников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актерского мастерства.

Эстетическая функция театральной педагогики выражается прежде всего в формировании творческого потенциала личности в целом, развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах. В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, признание, дети должны получить возможность развивать свои художественные способности.

Детская театральная постановка, по словам Л.С. Выготского, «дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества, воспитанники сочиняют, импровизируют роли. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей, дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего замысла.

Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение», драматическая работа способствует возбуждению у воспитанников культурных интересов и запросов. Для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора.

В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога-психолога и детского коллектива. Главное – воспитание человека, его души и чувств. Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность. К.Д. Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как цель эта – сама жизнь.

Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера…

Оказывается, чтобы сыграть даже самую маленькую роль в несложном спектакле, нужно овладеть азами театральной школы, приложив к этому немалые усилия. Ведь на поверку оказывается: что быть естественным и органичным на сцене под перекрёстными взглядами зрителей удаётся далеко не каждому; что многие из них страдают тем или иным дефектом речи, который не заметен в повседневной жизни, но тут же «вылезает» на сцене, сильно портя общее впечатление; что мало кто может легко и непринуждённо двигаться по сцене. И уж можно себе представить, что собой представляет такой маленький «артист» со всеми этими недостатками в комплексе. Это вызывает негативные чувства у зрителя, о чём догадывается и сам артист, и от чего у него происходит внутренний зажим, скованность в действиях. Или, наоборот, если ребёнок самолюбив, он старается искусственно сохранить чувство уверенности, что приводит к наигрышу и фальши, «выпячиванию» себя в ущерб сценическому действию. Какой уж тут разговор о выполнении определённой актёрской задачи в спектакле.

Так вот, учитывая всё это, с первых занятий педагогу необходимо объяснить всё это воспитанникам на конкретных примерах, дать понять, почему им так необходимо, прежде чем выйти на сцену, поучиться всему тому, о чём они раньше не имели понятия. Объяснить, что если они действительно хотят соприкоснуться с театром, как с серьёзным делом, то стоит настроиться на кропотливую, вдумчивую и довольно длительную подготовку к настоящей сценической деятельности. Ничего нельзя добиться наскоком, и театральные занятия – это работа. Интересная, фантастически захватывающая, но всё же работа, требующая определенных усилий. Таким образом, эффективность нашей работы выражается в участии а реализации проекта максимально возможного числа воспитанников вне зависимости от начального уровня их подготовки и индивидуальных психологических особенностей.

Театр поможет дисциплинировать наших воспитанников, воспитать культуру поведения, избавиться от мрачного настроения, получить удовлетворение от того, что «у меня все получилось!». Жизнь детей в детском доме станет интереснее, ярче, обогатиться духовно, заставит их задуматься об истинных жизненных ценностях.

Список литературы

  1. Астафьев, В. Обыкновенное чудо сцены [Текст]: с чего начинается школьный театр? / В. Астафьев // Учительская газета. – 2008. – № 17.
  2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
  3. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] /Н. И. Жинкин. – М.: Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР, 1958.
  4. Каргина, С. Школьная пресса [Текст] / С. Каргина // Воспитание школьников. – 2003. — № 5. — С. 35.
  5. Ладыженская, Т.А. Связная речь [Текст]: методика развития русского языка / Т.А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1980.
  6. Никитина, А.Б. Театр, где играют дети [Текст]: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / А.Б. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у школьников [Текст] / А.Э. Симановский. — М.: Изд-во московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЕК, 2003.
  8. Сиротина, О.Б. Русская разговорная речь [Текст] /О. Б. Сиротина. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Театр в школе [Текст]. – М.: Просвещение, 1979.
  10. Толченов, О. Игровые театрализованные формы [Текст]: особенности их использования в работе с детьми / О. Толченов // Воспитание школьников. – 2003. — № 5. — С. 29.
  11. Фадеева, Е. Школьная пресса [Текст] / Е. Фадеева // Воспитание школьников. – 2001. — № 1. — С. 23.
  12. Шульпин, А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра [Текст]: сборник статей и материалов / А.П. Шульпин. — М.: ГРДИТ, 2004

Приложение № 1

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах.

Внимание.

Упражнение 1. «Кто летает?»

Для того, чтобы определить степень внимательности отдельных воспитанников, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь игру.

– Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же, без паузы отвечайте. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, – отвечайте хором: «Летает!» – поднимите руки. Продолжаем, если спрошу о поросёнке, – молчите и не поднимаете руки. То, что поросёнок может лететь с мостков в воду – не считается.

– Орёл летает?

– Воробей летает?

– Божья коровка летает?

Змея летает?

Упражнение 2. «Переходы».

- Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите на цвет волос каждого из них своё внимание.

Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева сидел участник с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним справа был бы самый чёрный.

Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.

– Пересядьте по алфавиту фамилий!

– По алфавиту имён!

– По росту!

– Бесшумно! Чётко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные!

Упражнение 3. «Переходы со стулом».

Так же, как и в предыдущем упражнении, нужно меняться местами, но переходить вместе со своими стульями.

– При переходе держать стул в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой. Сначала – без ограничения времени. Потом по счёту.

– Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счёт «раз» встаньте и начинайте переход. На счёт «десять» садитесь на новое место. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт, зрители не должны слышать шума.

Упражнение 4. «Фигуры перестановок».

Потренируем перемену положения стульев в определённом порядке. По определённому счёту происходит превращение полукруга в различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, квадрат, восьмёрку, лесенку. В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движения во времени. По счёту, например, «пять» овал превращается в квадрат, квадрат в треугольник и т.д.

Упражнение 5. «Хлопки».

Воспитанники сидят в «кольце». Сначала задаётся определённый ритм, который они отбивают ладонями один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. Задача заключается в чётком удержании ритма.

– Хлоп!

По этой команде педагога хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Главное – не сбиваться с ритма в этот момент перехода. Команда «Хлоп!» должна застать воспитанника за мгновение до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый успели сориентироваться, – кто из них должен сделать следующий хлопок.

Когда это освоено, упражнение усложняют, – воспитанники, один за другим отвечают хлопком на хлопок педагога, который постепенно меняет ритм и силу ударов. Характер хлопков должен точно соответствовать заданному педагогом ритму и его постепенному изменению.

– Я как будто спрашиваю вас о чём-то, а вы отвечаете мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.

– А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой удар, тем тише должен быть ваш.

Упражнение 6. «Мячики с числами».

Для упражнения понадобиться простой теннисный мячик.

– Кидая мячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик, назвав число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

– Семь! – кидает один.

– Восемь! – откликается другой, ловит мячик и кидает снова.

– Пятнадцать!

– Шестнадцать! – откликается третий.

Это не сразу удаётся. Когда два числа произносятся, одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка – следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число – сразу же, пока мячик летит в воздухе.

Развитие творческих зрительных восприятий.

В этом подразделе даны упражнения, включающие и другие элементы сценического действия наряду с вниманием. Это – фантазия и воображение, вера в правду вымысла, отношение и оценка факта, общение.

Упражнение 1. «Наблюдательность».

Первый материал в упражнениях на развитие творческой зрительной памяти можно найти в рабочей аудитории.

– Хорошо ли вам известен внешний облик ваших товарищей? Присмотритесь к соседу справа. Найдите в нём то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы, посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чём различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей?

– Отвернитесь, и, вспоминая соседа, опишите его нам.

– Каждый – выберите любого партнёра в полукруге и понаблюдайте за ним… Теперь отвернитесь от него и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, за кем вы наблюдали.

Упражнение 2. «Обмен».

– Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет – расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет. Девятнадцать, двадцать! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет. Девятнадцать, двадцать! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.

– Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась? От чего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давно ли они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.

Упражнение 3. «Вещи на столе».

На столике педагога разложены – блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.

– Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будете с короткой выдержкой, на счёт пять.

– … четыре, пять! Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, к каком порядке? Вспоминаете их?

– Проверьте. Для этого – откройте глаза и посмотрите. Отвернитесь. О чём забыли, что пропустили?

– Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения произошли? Что я переложила на другое место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйтесь с фотографией, которая хранится в вашей памяти.

Упражнение 4. «Фотоаппарат».

Тренировка зрительной памяти для развития наблюдательности должна происходить постоянно и на самых разнообразных объектах.

Воспитанники в полукруге. Один из них, стоя перед полукругом, «фотографирует» товарищей (с обусловленной выдержкой на 20, 10, 5), а затем выходит из аудитории. Во время короткой паузы ученики пересаживаются на другие места. Можно звать «фотографа».

– Как раньше сидели товарищи?

Упражнение 5. «На одну букву».

Ещё одно упражнение, тренирующее зрительную память, наблюдательность.

– Пока я сосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы «С».

– … 29! 30! Пожалуйста, кто первый?

– Свёрток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка…

– Кто добавит?

– Серьги, серебро, салфетка…

Так продолжается до тех пор, пока все слова не будут исчерпаны. После этого выберите букву, например, «Т».

Упражнение 6. «На что похоже?»

Ещё Леонардо да Винчи рекомендовал художникам развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах.

Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитой ассоциативной мыслью, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Всё, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии – линии древесных слоёв паркета, тени на потолке, складки занавесей, одежды.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало.

– Всмотритесь, – что это вам напоминает?

– Брёвна по реке плывут…

– медведь пасть оскалил – вот глаза!

– Нет, у медведя не такие жёсткие линии. Это – гриф. Расправил крылья, сейчас полетит…

Упражнение 7. «Биография по портрету».

Для этого упражнения лучше взять репродукцию какого-либо произведения живописи, открытку или фотографию неизвестного человека.

Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор её на занятиях помогут дальнейшей самостоятельной работе учеников в их наблюдениях за случайными прохожими, что будет являться частью домашнего задания.

Упражнение 8. «Событие в картине».

Воспитанники в малом кольце. Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию пускают по кругу. После того, как она побывала в руках у каждого по два-три раза, её откладывают. Вспоминая репродукцию, ученики должны найти в общем разговоре и определить:

– содержание картины,

– её сюжет,

– фабулу,

– основное событие,

– отдельные человеческие действия, из которых складывается и в которых проявляется это событие,

– характеры людей, их биографии и изменения этих биографий под влиянием изображённого события.

Развитие слуховых восприятий и других сенсорных видений

Этот подраздел также включает в себя упражнения на различные элементы сценического действия в разных комбинациях.

Упражнение 1. «Сонар».

Есть такой технический прибор «Сонар» – улавливатель звуков. Вообразим, что включили сонар.

– Тишина, послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушённый гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, на следующем этаже, еле слышны звуки музыки и притоптывание в танцевальном зале. Всё вместе – общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составляющие части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных звуков.

– Теперь включите только звуки улицы.

– Теперь только танцевальный зал.

– Только коридор!

Переключайтесь по команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!

Упражнение 2. «Телевизор».

Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к нам изображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.

– Слушаем улицу. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь… А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрёстке? Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприёмник? Кто там возле него накручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.

– Переключайте телевизор с улицы на коридор, а там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит воображение.

Упражнение 3. «Что происходит?»

Воспитанники делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другую. Первая группа «задаёт» звуки, вторая оправдывает. В первой группе может быть ведущий, который дирижирует звуками. Группе даётся две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

  1. Педагог задаёт общую тему обеим группам. К примеру: «Действие происходит на карнавале». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый из учеников второй группы рисует в своём воображении картины событий, происходящих на карнавале, и рассказывает о них вслух.
  2. Педагог задаёт тему только слушателям второй группы. Группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут развиваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь не услышали ученики, они должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.

Упражнение 4. «Три докладчика».

Три воспитанника садятся лицом ко всем остальным. Педагог даёт им по газете и отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение 2–3 минут, читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух других докладчиков.

Для начала делается облегчённый вариант – педагог говорит, кого именно из трёх докладчиков должен слушать каждый из воспитанников. Докладчики тоже получают задание – каждый из них должен будет в конце концов рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий и тренирует навыки включения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу.

Упражнение 5. «Хор».

Один воспитанник, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут 2–3 строчки всем известного стихотворения, и каждый воспитанник получает по одному слову. Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый своё слово. Какие строчки? Из какого стихотворения? Непонятно? Послушай ещё раз.

Упражнение 6. «Узнай товарища».

Воспитанники разбиваются на группы по 4 человека.

– Познакомьтесь осязанием с шевелюрами ваших товарищей по четвёрке. Нет, не надо ощупывать голову и перетирать в пальцах волосы. Достаточно несколько раз легонько провести подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так три шевелюры и найдите различия в структуре волос. Вначале помогите себе зрением. Потом вы должны будете это сделать, не глядя на волосы, только осязая их.

– Теперь отвернитесь и угадывайте по очереди – на чьи волосы опускает ваши пальцы товарищ?

– Познакомьтесь осязанием с ладонями ваших товарищей.

– Со щекой.

– Со лбом.

– Угадайте товарища одним прикосновением.

– Следите, достаточно ли легки ваши пальцы при этом занятии? Не напряжены ли они?

Развитие навыков речедвигательной координации

  1. Разобраться по парам. Первый номер выполняет любые движения в различном темпе. Второй номер озвучивает их, пытаясь найти голосом характер движений.
  2. Выполняется упражнение на координацию. Одновременно на каждый счёт называются месяцы года или счёт в обратном порядке (12, 11, 10, 9, 8, …).
  3. Выбрать десять любых глаголов и на каждый глагол придумать движение ( «манок», то, что побуждает сказать этот глагол).
  4. Любое стихотворение (детское, лирическое, патриотическое) выучить и придумать к этому стиху движение ( «манки»).
  5. Контролировать ощущение звука в теле (он будет вырываться наружу через руку, плечо, голову и т.д.).
  6. Картина. Ощущение от картины попытаться выразить пластически, чтобы это являлось «манком» к речевому описанию картины. Добиваться единения пластики и речи. Мысль в голове мешает творческому процессу и является зажимом. Надо уметь «думать телом».
  7. Дети, держась за концы гимнастических палок, образуют круг. Кто-то читает любое стихотворение и одновременно выполняет любые пластические движения, увлекая за собой весь круг. Затем, как в кино, когда крутят плёнку назад, выполняются эти же движения, только в обратном порядке, нужно вернуться в исходное положение.
  8. Упражнение на доверие: а) падение на руки партнёра – вперёд, назад; б) размахивание перед лицом партнёра руками и ногами, с размаха; в) перекидывание гимнастическими палками.
  9. Сочинить комплекс различных движений и проделывать их, читая одновременно любое детское стихотворение. Например, «Вот серый крот, вот серый крот. Вот серый, серый, серый крот. Он ни красавец, ни урод – он просто серый, серый крот». На это стихотворение придётся минимум 14 движений.

Пластические этюды.

Упражнение 1. «Страна чудес».

Упражнение можно проводить в виде разминки перед началом занятия. Произвольный бег по кругу. При этом педагог по хлопку просит выполнить команды, например:

– Бежать треугольником! Нет, не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники?

– Теперь в другую сторону, побежали пунктиром! Каждый сам решает, что значит бежать пунктиром. Не смотрите по сторонам – здесь нет единственного правильного решения. Смелее!

– Побежали картинками, в косую линеечку, столбиком, всмятку!

– по сигналу разбиться на маленькие группки по 3–4 человека. Нет, не по 5 человек, у вас почему-то один лишний! Попробуем ещё раз!

В этом упражнении проявляются такие свойства, как фантазия, лёгкость, непринуждённость поведения. Выполнение упражнения требует как бы забыть о «здравом смысле» взрослого человека. В процессе выполнения упражнения проявляется индивидуальность воспитанника, происходит освобождение от стереотипов.

Упражнение 2. «Месим тесто».

Все разбиваются по парам. Один из участников играет роль «теста», а второй – «булочника». «Тесто» должен лечь на пол и максимально выключить мышцы. Теперь «булочник» должен хорошенько замесить «тесто», чтобы оно было мягким и эластичным. Для этого упражнения необходимы сценическая вера и серьёзность, непосредственность, владение мышечной энергией. «Тесто» не должно улыбаться, человек, изображающий его, должен максимально расслабиться и не реагировать ни на что, кроме рук «булочника». Естественно, «булочник» не должен причинять своему «тесту» боль или щекотать его.

Упражнение 3. «Пластилинчики».

В упражнении принимает участие вся группа. Из группы выбирается ведущий, остальные участники играют «голову великана». Для этого роли надо распределить следующим образом: один играет роль левого глаза, другой – правого, третий – носа, четвёртый – уха, и т.д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Когда всё готово, можно начинать. Перед «головой» становится ведущий и проделывает самые простые манипуляции. Например, он может подмигнуть, потом зевнуть, чихнуть, почесать ухо и т.д. «Голова великана» должна в точности воспроизвести все простейшие действия. В этом упражнении проявляется весь набор качеств, которые обусловливают оригинальность и продуктивность воображения – попробуйте-ка представить себя ухом великана!

Упражнение 5. «Играем в справочник».

В этом упражнении «пьесой» может стать любой текст, записная книжка, клочок газеты, письмо, книга, рекламный проспект и т.д. Все «пьесы» раскладываются на столе. Несколько человек из группы выбирают по одной такой «пьесе». По своему усмотрению каждый из них может пригласить в «спектакль» ещё 2–3 исполнителей. Им даётся время 7–10 минут. По окончании подготовки «пьесу» кладут на стол. Участники по очереди играют свои спектакли. После того, как все спектакли сыграны, зрителям предстоит определить и назвать «пьесы», по которым они были поставлены. В этом заключается основной критерий успешности выполнения задания. Ведь «пьеса» проходит только с использованием пластики, без комментариев и разъяснений.

Упражнение 6. «Театр рук».

В этом театре играют только руки. В качестве «пьесы» может быть самый разнообразный текстовый материал. Но наиболее продуктивна работа на отвлечённые понятия: счастье, покой, объяснение, любовь, ссора, боль и т.д. Актёр должен сыграть свой «спектакль» так, чтобы зритель понял его замысел. Возможно «спектакль» может проходить в исполнении двух актёров. Например, «театр рукопожатий», литературных и сценических героев, то есть одна пара может подготовить и показать десять различных рукопожатий: Буратино и Пьеро, Татьяны и Мефистофеля, Чацкого и Молчалина. Представив «сценарии» педагогу, актёр выносит затем свой спектакль на общий суд, при котором зритель должен угадать героев, чьё рукопожатие они видят.

Сценическая речь.

После того, как выполнены упражнения по пластике, по снятию мышечного зажима можно перейти к занятиям по речи. Существует несколько видов речевых упражнений.

Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировок мягкого нёба.

  1. Раскрыть широко рот, язык выдвинуть вперёд и попытаться сделать звук в виде зевка, контролируя и фиксируя в памяти движение мягкого нёба.
  2. Спеть различные гласные звуки одновременно ритмично закрывая и открывая ладонью рот.
  3. Сделать произвольный вздох. На вдохе создать ощущение надувания шара, камеры, игры на губной гармошке.
  4. Сделать вдох через широко открытый рот – как бы позёвывая. Вдох через широко раскрытый рот плавный, длинный, имитируя согревание озябших рук.
  5. Сделать вдох носом – выдох толчками по частям: вначале ртом, затем носом и т.д. Количество частей выдохов взятого воздуха постепенно увеличивать.

Упражнения, тренирующие группу мышц смешанно-диафрагмального дыхания.

Упражнение 1. Одна рука на груди, другая на диафрагме. Рот закрыт. Вдох и выдох делать через нос, в индивидуальном ритме. Вдох постепенно удлинять. Необходимо обращать внимание на работу мышц рёбер, диафрагмы, живота, спины.

Упражнение 2. «Насос». Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук звукоподражательными ССССС! ССССС! ССССС!

Упражнение 3. «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!).

Упражнение 4. «Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй виды дыхания).

Упражнение 5. «Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ! (первый, второй виды дыхания).

Упражнение 6. «Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).

Упражнение 7. «Косить траву косой» на звуке «С»: ССС! ССССС! ССС! (второй вид дыхания).

Упражнение 8. «Натирать пол щёткой» на звук «Ш»: ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ! (второй вид дыхания).

Упражнение 9. «Выключающийся пылесос» ЖЖШШШ… Когда пылесос выключается, появляется «запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).

Упражнение 10. «Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид дыхания).

Упражнение 11. «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С! С! С! С! Вначале звук «С» отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что «пила» «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССС… СССССС… ССС…

Упражнение 12. «Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! РРР!. РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬ…

Упражнение 13. «Звонок». Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваетесь ответа: рьрьрьрьрь… рьрьрьрьр… рьрьрьрьрьрьрь… рьрьрьрьрь…

Упражнение 14. «Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Упражнения для тренировки дыхательных мышц.

На первом этапе упражнения этого раздела включают в себя простейшие спортивные движения: полунаклон, наклон, повороты корпуса, различные движения рук. Они активно тренируют дыхательный аппарат и просты в исполнении. Постепенно комплекс усложняется.

Упражнение 1. «Вертолёт».

Выполнять стоя. Ноги вместе, руки свить вниз. Сначала сделат выдох и выдержат паузу. По сигналу руки должны взлететь вперёд и вверх (вдох); затем выдержать паузу. При круговых вращениях рук (назад-вниз, вперёд-вверх и т.д.) делать продолжительный, ровный выдох. Число оборотов рук постепенно увеличивать (5, 8, 10 и т.д.). выдох вначале беззвучный, затем на отдельных звуках, словах, слогах, текстах.

Упражнение 2. «Пистолет».

Вообразите себе, что у вас в руках по пистолету. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать выдох, выдержать паузу. Поднимая руки вперёд и вверх, а потом в сторону, сделать спокойно вдох носом, затем выдержать паузу. Не сдвигая ног с места и не меняя положения нижней части корпуса, повернуться вправо, втянуть левую руку перед собой и, увидев воображаемую мишень, выстрелить (выдохнуть) из воображаемого пистолета. Это же движение повторить с поворотом корпуса влево, вытянув правую руку. Дыхание сначала беззвучное, затем со звуками «к», «ч», «ц», «х» и т.д. … слогами (би-бэ-ба, ди-дэ-да, би-би-би-би, бэ-бэц-бэ-бэ и т.д.), которые должны произноситься коротко и очень активно. Дополнительное дыхание брать ртом в момент поворота корпуса. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. «Самолёт».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать спокойный вдох носом и выдержать паузу. Не меняя положения рук, «упасть» (грудью вперёд) вниз и начать активно раскачивать корпусом и ровно выдыхать. Когда дыхание кончится, встать, сделать вдох носом и повторить упражнение. Дыхание вначале беззвучное, затем со звуками ( «з-з-з», «ж-ж-ж», «р-р-р»). Выдох постепенно удлинять.

Упражнение 4. «Гребля».

Сидя на стуле или на полу с вытянутыми ногами, взять в руки воображаемые вёсла. Наклоняясь корпусом вперёд, руками потянуться к носкам ног, как бы занося по воздуху назад, и сделать короткий резкий выдох ртом. При этом имитировать слова: «ух», «один», «взяли» и т.д. Затем постепенно отклоняясь корпусом назад, медленно согнуть руки на уровне груди и сделать спокойный вдох носом. Упражнение повторить 15–10 раз.

Упражнение 5.

Для выполнения этого упражнения необходим маленький мячик. Стоя на небольшом расстоянии перед стеной, учащийся должен кинуть в неё мячик. В момент удара необходимо произнести слог (бац, раз, два и т.д.), после чего поймать мячик.

Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов.

Упражнение 1.

Сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у») и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и ровно, не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобный высоты и собранными губами следует издавать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется лёгкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны.

Упражнение 2.

Освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном и грудном регистре, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.

Упражнение 3.

Повторить упражнение 2 с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и чёткой. Постепенно отрабатываются все гласные и согласные.

Упражнение 4.

Упражнение выполняется, как и предыдущие, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам всё выше и выше, потом всё ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».

Упражнение 5.

Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение зевка и на равном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4–5. ударная гласная должна быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.

Примеры текстов:

- Красно поле пшеном.

- Не красна изба углами.

  • Ворон к ворону летит

Ворон, где б нам пообедать,

Где бы нам про то проведать?

Когда навык верного звучания голоса выработался на 3–4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4–6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.

Упражнение 6.

Рассчитано на развитие навыка повышения и понижения звука по словам. Начиная с нижней или верхней ноты каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона). При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждом слове. После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены, необходимо переходить к тренировке дыхания, глосса в более сложных текстах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год