Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».
Театральные занятия
Автор: Индюкова Наталья Викторовна   
28.11.2020 21:11

Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».

(из опыта работы)

Особое место в формировании полиэтнической культуры дошкольников отведено детскому саду, ведь именно здесь закладываются основы мировоззрения ребёнка, и главной задачей воспитателя является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, с несформированным национальным самосознанием и мы окружаем речевой средой своих воспитанников. Чтобы воспитать гармоничную личность в детях разных национальностей, обучающихся в дошкольном учреждении, необходимо учитывать в педагогической практике, с одной стороны, сложившуюся национальную систему воспитания детей титульной нации, а, с другой стороны, помогать адаптироваться детям-мигрантам в новое сообщество с учетом традиций и культуры титульной нации, сочетая ее с традициями народов, которых представляют дети-мигранты.

 

Система обучения позволяет нам в условиях дошкольной организации формировать у детей представления о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций к культуре и традициям русского народа. Как же это сделать?

На самом деле всё просто. Нужно научить ребёнка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире, воспитывать гордость, уважение к особенностям родного края, своей Родины. И театрализованная деятельность – это наиболее удачный способ приобщения к национальной культуре, а также хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности. Также театрализованная деятельность рассматривается как важное средство развития детской речи, поскольку в ней совершенствуются все его стороны: словарь, звуковая культура речи, грамматический и интонационный строй, связная речь.

Поэтому в своей работе по формированию языковой культуры речи я выбрала театрализованную деятельность.

Мною создан кружок «Сказка» по театрализованной деятельности в средней группе, целью которого является воспитание чувства гордости и любви к России, к ее народной культуре и людям, создающим ее.

При создании кружка перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь.
  2. Накопление художественно-речевого опыта детей.
  3. Знакомство с русской культурой через сказки, произведения малого фольклора, народные праздники.
  4. Усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
  5. Привлечение родителей к активному участию в реализации конечного продукта работы кружка – постановок детских русских народных сказок, фольклорных праздников изготовлению костюмов и атрибутов.
  6. Установление сотрудничества с другими учреждениями.

Работа кружка предполагает проведение четырех занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью 20 минут. На занятиях дети рассматривают русские национальные костюмы, сравнивают их с национальными костюмами других народов, ищут сходство и различие. Готовят театральные постановки русских народных сказок, адаптированные для большего количества участников. Например, в прошлом году были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Избушка ледяная и лубяная», «Теремок». В ходе подготовки к спектаклям дети отгадывают загадки на содержание сказок, разучивают роли-диалоги и роли-монологи, что способствует развитию культуры речи.

Развитие речи также осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни. Театрализованные игры используются мною в ходе непрерывно образовательной деятельности; стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки). Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

Большую роль в развитии речи у детей играет фольклор, народные игры, которые я использую в совместной деятельности с детьми. Большое место отвожу формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого в режимных моментах использую шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки. На прогулке дети проверяют народные приметы, с радостью играют в народные игры с использованием текста ( «Волк и гуси», «Прятки»).

В своей работе организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

В группе создан «Уголок речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

- Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

- На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

- В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Театрализованная деятельность используется в самостоятельной деятельности детей. В группе создан «Театральный уголок», где представлены различные виды театров: (би-ба-бо, пальчиковый, театр масок, театр резиновой игрушки и т. д.).

Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческие способностей. Развивается социальная активность детей, память и воображение, формируются чувство коллективизма, коммуникабельность.

Особое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с семьей. Родители являются не только зрителями или сторонними наблюдателями, но и участвуют в работе над театрализацией. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, разучивают роли, читают книги, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Семейный музей» и др.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год