Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Театральные занятия
Автор: Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна   
26.11.2020 19:08

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельностиРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

  • Широкова Наталья Александровна, воспитатель,
  • Суворова Ирина Сергеевна, воспитатель

структурного подразделения «Детский сад», МОУ «Октябрьская СОШ Белгородского района Белгородской области имени Героя России Ю.А. Чумака»

Аннотация: Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

 

Ключевые слова: театрализованная деятельность, детский сад, развитие речи.

Современное общество предъявляет возросшие требования к качеству дошкольного образования. Дошкольное образование — первый и, по мнению большинства педагогов, наиболее ответственный уровень в системе общего образования, поскольку именно в это время каждый ребёнок наиболее активно овладевает родным языком и устной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность. Это общая основа воспитания и обучения дошкольников.

Дети в дошкольном возрасте активно развивают свою речь, а, поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, использование театрализованной деятельности в этот возрастной период особенно эффективно. Широко известный принцип обучения «учить, играя», благодаря применению разных видов театрализованной деятельности проявляется полно, ярко и плодотворно.

Театрализованная деятельность – это деятельность, направленная на развитие у ее участников новизны ощущений, полноты чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков. Использование театрализованной игры в повседневной воспитательной деятельности с дошкольниками оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Для совершенствования речевого аппарата детей воспитатель использует упражнения на развитие речи, дыхания и голоса. При выполнении игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок, ребёнок лучше овладевает своим телом, осознает пластические возможности движений, стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.

Вовлечь дошкольников в театрализованную деятельность несложно.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

В процессе театрализованной деятельности решается ряд задач:

  • развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности
  • создание атмосферы творчества
  • социально – эмоциональное и нравственное развитие детей
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

По содержанию работы можно выделить следующие формы организации театрализованной деятельности:

  • проигрывание отрывка из сказки
  • прослушивание сказок, потешек, стихотворений
  • режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом
  • рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий
  • пантомимические этюды и упражнения
  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры со словами
  • разучивание чистоговорок.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей, психологической коррекции. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.

Список литературы:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. — N4
  3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год