Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Театрализованные игры как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
Театральные занятия
Автор: Султанова Оксана Валерьевна   
08.08.2021 20:42

Театрализованные игры как средство развития звуковой культуры речи дошкольниковТеатрализованные игры как средство развития звуковой культуры речи дошкольников

Театрализованные игры являются дополнительной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий. Данная форма работы подразумевает творческую деятельность ребёнка, связанную с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики, отмечает М.И. Родина.

Театрализованная деятельность интересна, доступна и понятна для ребенка. По мнению И.А. Агаповой, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогической эффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности – считает Мигунова У.В.

Согласно определению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

 Скачать конспект

Детям легче выражать своё настроение и эмоции в момент игры, т. к. такой вид деятельности является для них наиболее доступным, почти не имеет условных рамок. Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение.

И. А. Генералова, М.Б Зацепина, Т. С. Комарова, Н. Ф. Сорокина и д. р. считают, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на общее развитие дошкольника, дает ему возможность узнать себя в полной мере. В процессе театрализованной игры ребенок демонстрирует интеллект, развивает ассоциативное мышление, интересуется всем происходящим вокруг. И, благодаря взрослым, дети учатся: анализировать полученную информацию, обобщать её и делать выводы. Ряд специально созданных упражнений: артикуляционная разминка, дыхательная гимнастика и т. д., оказывает влияние на развитие волевых качеств ребенка, формируют правильную речь. Также, нельзя не принимать во внимание тот факт, что, в процессе театрализованной игры дети знакомятся с окружающим их миром: учатся контактировать со сверстниками, сопереживать им, выручать в трудных ситуациях, договариваться и, что немало важно, получают эмоциональную разрядку.

Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно подходить к формированию образа сценического героя, нужно начинать знакомить его с разными видами театрального жанра. На первичном этапе, по мнению, С. Н. Томчиковой подойдут кукольный и драматический театры. Чем чаще ребенок наблюдает за мимикой педагога, жестикуляцией, правильной расстановкой ударения и пластикой педагога, тем быстрее он сможет почувствовать себя на сцене более уверенно. Также следует отдать должное внимание знакомству детей с театром.

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими»

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Учеными разработана классификация театрализованных игр, используемых в работе с дошкольниками. Изучение литературы показывает, что на сегодняшний день нет единой классификации театрализованных игр.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Под театрализованными играми ученые понимают игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Карамоненко. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.В. Генова, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Л. Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.

Е.Л. Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

  1. Роль (определяющий компонент)
  2. Игровые действия
  3. Игровое употребление предметов
  4. Реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей

1. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

  1. Игры-драматизации.
  2. Режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.

Видами драматизации являются:

  1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  2. Ролевые диалоги на основе текста;
  3. Инсценировки произведений;
  4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игра-драматизация − деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. К разновидностям игр-драматизаций можно отнести:

  1. Игры – драматизации с пальчиками;
  2. Игры – драматизации с куклами би-ба-бо;
  3. Импровизация. (Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.)

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

2. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

  1. Настольный;
  2. Плоскостной и объемный;
  3. Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т.д.);
  4. Катушечный;
  5. Ложковый;
  6. Баночный;
  7. Кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становится и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.), или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя — образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения, Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Звуковая культура речи достаточно широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Методика работы по формированию звуковой культуры речи направлена на формирование речевого слуха детей, его основных компонентов; формирование произносительной стороны речи; развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитание интонационной выразительности речи.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. В театрализованной деятельности можно использовать следующие виды игр: игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-спектакли; театрализованное действие, занятие-игра, театрализованный рассказ, викторина-развлечение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год