Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность как составляющая часть коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Театральные занятия
Автор: Дружина Елена Евгеньевна Чвилева Елена Александровна   
08.06.2023 19:08

Театрализованная деятельность как составляющая часть коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.Театрализованная деятельность как составляющая часть коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества, способствующий знакомству детей с предметами и объектами окружающего мира, его многообразными проявлениями, помогающий воплотить впечатления, полученные ребёнком в жизни в живые образы и действия.

В современном обществе появляется все больше детей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослымив силу речевых, психологических, поведенческих, познавательных, интеллектуальных проблем. Театрализованная деятельность позволяет таким детям влиться в детский коллектив, учась брать на себя определённые роли и обыгрывая их.

 

Театрализованная деятельность способствует полноценному протеканию коррекционного процесса. Включение детей с нарушениями речи в подготовку к театрализованному выступлению, в инсценировки на занятиях, в показах мини-спектаклей позволяет каждому ребёнку потренировать свои произносительные возможности, является одним из способов введения в речь поставленных звуков, развивает просодические навыки, умение пользоватьсясловесным и логическим ударением, даёт возможность нормализовать ритм и темп речи. Велика роль театрализованной деятельности для формирования нормальной самооценки, преодоления речевого негативизма, застенчивости, робости, коррекции импульсивного поведения и преодоления проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Цель коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении – формирование полноценной детской личности с развитыми творческими способностями. Играя в театр, можно привить детям любовь к чтению, миру искусства, сформировать и совершенствовать умение перевоплощаться, создавая новые образы, отражать переживания героев, развивать умение вести диалог.

Для детей с нарушениями речи важны систематические занятия, дающие возможность многократно тренироваться в правильном произношении слов разной слоговой структуры и разной звуконаполняемости. Поэтому важны занятия по подготовке к выступлениям. Многочисленные систематические репетиции помогут запомнить и воспроизводить небольшие по объёму связные высказывания с необходимой эмоциональной окраской, правильной постановкой словесного и логического ударения, расширить активную и пассивную лексику и правильно произносить поставленные логопедом звуки. Ребёнок сможет научиться взаимодействовать с партнёрами по выступлению, освоит умение легче реагировать на изменения в сюжете, правильно использовать мимику и жесты.

Организованная педагогами театрализованная деятельность детей имеет в своей основе коррекционную направленность и предполагает работу над:

  • формированием и развитием навыков правильного дыхания
  • развитием общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики
  • нормализацией мышечного тонуса
  • развитием ритмических способностей (восприятие и воспроизведение ритмического рисунка)
  • совершенствованием межанализаторных связей.

Формирование правильного дыхания будет осуществляться в процессе образовательной деятельности: на занятиях логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре, музыкального руководителя. Особое внимание последовательности формирования дыхания уделяет логопед: процесс начинается с дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха, развития качественных характеристик речевого дыхания: направленность, сила, длительность, плавность выдыхаемой воздушной струи; обучение детей правильному использованию диафрагмального дыхания.

Общая моторика будет укрепляться при работе над статической координацией и равновесием, их правильным сочетанием. Двигательные упражнения в сопровождении речи дадут возможность вслушиваться в звучащую речьи воспроизводить ответные двигательные реакции. На начальных этапах дети учатся удерживать позу под речь педагога, затем смогут воспроизводить движения, сопровождаемые речью. Например, дети могут по слову педагога замирать в определенной позе: «Цапля» — стоя на одной ноге, подняв и согнув в колене другую ногу, держа руки в стороны для равновесия. Выполняя серию из трёх статических поз: «Дерево» (стойка в первой позиции с поднятыми вверх руками)«Ёлочка» (стойка в первой позиции с опущенными вдоль туловища руками и отведенными в стороны кистями)«Пенёк» (сидя на корточках, обхватив колени руками), учатся переключаться с одной статической позы на другую. Следующим этапом будет формирование умения сопровождать движения речью. Наиболее эффективны музыкальные этюды ( «Встреча-разлука»: дети попарно держатся разноимёнными руками и делают сначала шаг навстречу друг к другу, затем — друг от друга.), физ. минутки ( «Буратино потянулся…», «Ветер дует нам в лицо») и подвижные игры ( «Гуси, гуси! – Га-га-га!», «У медведя во бору», «Бояре»).

Для развития мелкой моторики и мышц пальцев рук эффективно использование настольных театров: пальчиковый, кукольный (би-ба-бо, марионетки), теневой.

Развитие мимической мускулатуры будет строиться на использовании естественных движениях (закрывание, зажмуривание глаз, надувание и втягивание щек, движения бровей вверх-вниз, сведения к переносице) и сочетаться с самомассажем головы, лица и рук. Развитие артикуляционной моторики будет проводиться с использованием упражнений традиционной артикуляционной гимнастики, нейропсихологических упражнений и фонетической ритмики: в сочетании выполнений одновременно артикуляционной пробы и движения: открыть широко рот и развести руки в стороны, округлить губы и сделать из пальцев кольцо, растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки.

Подготовка ребёнка к выступлению будет включать в себяразнообразные упражнения на отработку четкой дикции, утрированное произнесение гласных звуков, воспроизведение слоговой структуры слов различной сложности, соблюдение ритмического рисунка необходимого в данный момент текста. У детей с речевыми нарушениями наибольшую трудность вызывает работа над слоговой структурой слова, так как им очень сложно переключиться с одного артикуляционного движения на другое. Поэтому необходимо соблюдать чёткую последовательность при отработке речевого материала, начиная с изолированных звуков, слогов разной структуры, слов, словосочетаний и предложений.

Поскольку дошкольники с речевыми нарушениями с трудом овладевают ритмом, педагог будет учить двигаться под музыку, выполнять правила в играх с музыкальным сопровождением.

Для развития восприятия и воспроизведения ритмических рисунков педагог будет использовать хлопки в ладоши и игру на ударных и шумовых музыкальных инструментах (ложки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, погремушки). Педагог, исходя из индивидуальных способностей и возможностей ребёнка, сам выберет и предложит ребёнку музыкальный инструмент. Треугольник даст ребёнку с хорошо развитым чувством ритма, так как он чаще солирует, остальным детям предложит более простые музыкальные инструменты, например, ложки, чтобы дети все вместе учились отрабатывать заданный ритм.

В процессе разучивания текста, дети будут учиться сопровождать его жестами и мимикой, менять силу и высоту голоса, вносить определённую эмоциональную окраску. Легче всего этого добиться в диалоге между педагогом и ребёнком на начальных этапах, когда педагог стимулирует ребёнка к выбору правильных моделей. Для того, чтобы дети понимали и выбирали адекватную ситуации высоту, силу, эмоциональную окраску голоса, используются образные выражения, сравнения (пищит высоким голосом как комар, ревёт низким голосом как медведь, шёпот в ночной тишине и крик в лесу). Для формирования выразительности речи, передачи эмоционального состояния, педагог будет использовать этюды, в которых каждый ребёнок, выбрав маску, будет брать на себя определённую роль, имитируя речь героя с соответствующим настроением.

Разнообразные упражнения, игры, этюды активизируют функционирование слухового, зрительного, тактильного анализаторов, вестибулярного аппарата и способствуют развитию межанализаторных связей.

Проводимая работа позволит дошкольникам легче включиться в систематическую театрализованную деятельность и достигнуть определённых результатов: поможет убрать напряжение из мышц крупной и мелкой мускулатуры, развить чувство ритма, выразительность движений и речи, нормализовать физиологическое и речевое дыхание. В результате будет способствовать повышению качества процесса коррекции речи.

Учитель-дефектолог Чвилева Е.А.

Учитель-логопед Дружина Е.Е. 31. 05. 2023 г

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год