Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа Театральная мастерская «Весёлые актёры»
Театральные занятия
Автор: Быкова Анна Юрьевна   
11.01.2024 09:23

Программа Театральная мастерская «Весёлые актёры»Программа Театральная мастерская «Весёлые актёры»

Срок реализации: 1 год, Возрастная категория: 5-6 лет, Состав группы: 8-16 человек, Форма обучения: очная

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы

Краткое описание программы:

Данная программ построена согласно темам ситуации месяца. Программа предполагает составление сценария совместно с детьми. Программа построена таким образом, чтобы дети могли самостоятельно придумывать название и сюжет сценария, выбирать произведения по ситуации месяца, изготавливать атрибуты к тем видам театра, которые они сами выберут.

Цель Развитие социальных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности

 

Скачать программу

Задачи образовательные

  • воспитывать культуру поведения в театре
  • развивать умение строить диалог
  • развивать интерес к сценическому искусству помочь снять скованность и зажатость

развивающие

  • развивать образное мышление, находчивость, воображение, фантазию, самостоятельность, творчество и инициативу
  • создать все условия для театрализованной деятельности

личностные

  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми
  • развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях
  • развивать умение придумывать сценарии по предложенным ситуациям
  • приобщать родителей к подготовке и участию театрализованных представлений

Ожидаемые результаты освоения программы личностные

  • умеют анализировать свои поступки, поступки персонажей, поступки сверстников

метапредметные

  • дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми проявляют инициативу и самостоятельность и творческую активность
  • следуют социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности

предметные

  • умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом
  • выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества
  • умеют взаимодействовать с партнером по сцене
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет
  • проявляет интерес, желание к театральному искусству
  • самостоятельно исполняет и передает образы сказочных персонажей

Методическое обеспечение — методические разработки

  • подборка специализированной литературы
  • подборка материалов из сети Интернет на электронных носителях
  • видеоархив
  • фотоархив
  • аудиоархив
  • сценарные планы
  • презентации педагога
  • программное обеспечение (Paint, Power Point, Internet Explorer и др.)

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) — детская мебель

  • столы дидактические
  • шкафы для хранения игрового оборудования
  • полочки со стойками для кукольного театра (бибабо), зеркало
  • стойка «Центр театрализации»
  • ширма театральная, — ширма для теневого театра
  • оборудование: ноутбук, проектор, экран
  • костюмерная с различными взрослыми и детскими костюмами

Содержание

Титульный лист

Паспорт программы

Содержание

Нормативно-правовая база

Пояснительная записка

  • Направленность программы
  • Актуальность программы
  • Новизна и отличительные особенности программы
  • Уровень освоения программы
  • Адресат программы
  • Цель и задачи программы
  • Срок реализации программы
  • Формы и режим занятия
  • Ожидаемые результаты
  • Формы подведения итогов

Учебно-тематическое планирование программы

Содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение программы

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

Список литературы

  • Методическая литература
  • Литература для детей
  • Литература для родителей

Приложения

  • Приложение 1. Проверка ЗУН. Контрольный опрос
  • Приложение 2. Проверка ЗУН. Контрольная работа
  • Приложение 3. Проверка ЗУН. Тестирование. № 1при поступлении.
  • Приложение 4.Словарь терминов
  • Приложение 5. Карта реализации плана творческого роста
  • Приложение 6. Рекомендации для создания индивидуальных маршрутов для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Календарно-тематический план

Нормативно — правовая база.

Программа составлена, в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами, регламентирующие образовательную деятельность:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ», методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ от 29. 08. 2013 № 1008)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4. 4. 3172-14 от 04. 07. 2014 № 41)
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11. 12. 2006 № 06-1844).
  • Положение о порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУДО «ЦДОД».

Пояснительная записка

Направленность программы

Актуальным, интересным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это очень распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что помогает решать многие проблемные ситуации, способствует развитию способности к межличностному взаимодействию, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, позволяет воспитаннику преодолевать застенчивость, неуверенность в себе, робость.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Из-за этого появилось желание дать детям больше знаний, научить их считать, читать и писать, и совсем мало уделяется внимания на то, что ребёнок может творить, думать, сопереживать. В последнее время дети знают намного больше, чем их сверстники знали раньше, они быстрее решают задачи на логику, но они гораздо реже проявляют чувства, такие как: сопереживание, возмущение, восхищение, удивление, и наоборот в общении проявляют черствость, жестокость. Игры стали однообразными, а интересы ограниченными.

Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Наблюдая за детьми, можно отметить, что они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. А это в свою очередь затрудняет процесс социализации. Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей — это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. В настоящее время игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг к социализации ребёнка в обществе. Использование театрально-игровых технологий в работе с дошкольниками во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, средство самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении со взрослыми. Именно в условиях игры развивается самостоятельность и инициатива, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Благодаря театрализованным играм осуществляется всестороннее развитие детей: знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, учатся находить адекватные способы содействия. В процессе организации театрализованных игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Привлечение родителей к театрализованной деятельности, способствует сплочению родительского коллектива, что в свою очередь позволяет создать единое пространство для развития, воспитания и социализации детей. Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь — это умение слышать друг друга, с обратной связью. Театрализованная деятельность позволяет родителям больше общаться с детьми, так как любая театральная постановка требует много усилий всех участников, проведение репетиций, изготовление атрибутов, костюмов. А это в свою очередь приводит к увеличению времени общения между родителем, ребенком и педагогом.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается и в том, что современные дети в дошкольном учреждении с каждым годом становятся более равнодушными, пассивными, агрессивными, неумело и мало общаются со сверстниками. Поэтому необходимо создать такие условия для психологической и педагогической работы, которые будут способствовать социализации ребёнка в обществе, а также формировать его коммуникативные отношения. Одним из способов коррекции указанных проблем дошкольников является театрализованная деятельность, которая относится к современным игровым технологиям и построена на сотворчестве родителей и детей. Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — это длительная работа, которая требует участия родителей в мероприятиях, в которых родители и дети являются равноправными участниками. В процессе театральной деятельности дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Главное помочь ребёнку почувствовать себя нужным окружающему миру. Программа — театральная мастерская «Весёлые актёры 1» является актуальной, так как с построением пространства детской реализации связан поиск новых образовательных практик.

Программа — театральная мастерская «Весёлые актёры 1» представляет один из путей решения проблемы социализации дошкольников, так как она в первую очередь направлена на развитие таких социальных навыков как самостоятельность, инициативность, творческая активность, умение работать в команде, проявлять изобретательность и оригинальность. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада.

Новизна и отличительные особенности программы

Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. Вся деятельность в ней построена согласно темам ситуации месяца, например, «Я житель п. Ключи», «Я житель Земного шара» и т.д. Программа предполагает не навязывание сценария взрослым, а составление его совместно с детьми. Программа построена таким образом, чтобы дети могли самостоятельно придумывать название и сюжет сценария, выбирать произведения по ситуации месяца, изготавливать атрибуты к тем видам театра, которые они сами выберут.

К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов, участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках). Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Результатом работы творческого объединения являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все дети без исключения вне зависимости от уровня их подготовки. Сценарии составляются таким способом, что, если кто-то из актёров отсутствует, то это никак не влияет на ход постановки или его можно легко заменить другим актёром. Ребятам дается возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.

Обучение строится в по принципу преемственности в комплексе 3 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности.

Год обучения

  1. «Театральная мастерская «Весёлые актёры 1» ознакомительный
  2. «Театральная мастерская «Весёлые актёры 2» базовый
  3. «Театральная мастерская «Весёлые актёры 3» углубленный

Этапы педагогической деятельности

На ознакомительном этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Он должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное – заинтересовать детей в совместной деятельности.

На базовом этапе обучения закрепляются и расширяются знания, навыки, умения первого года обучения.

На углубленном этапе обучения закрепляются и расширяются знания, навыки, умения первого и второго годов обучения.

В программе предполагается индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ.

Уровень освоения программы

Результатом обучения является освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности театральная мастерская «Весёлые актёры 1» и переход на базовый уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности — театральная мастерская «Весёлые актёры 2» не менее 25% обучающихся.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы театральная мастерская «Веселые актеры 1» — от 5 до 6 лет.

Данная программа составлена для современных детей. В последнее время дети становятся более равнодушными, пассивными, агрессивными, неумело и мало общаются со сверстниками. Поэтому необходимо создать такие условия для психологической и педагогической работы, которые будут способствовать социализации ребёнка в обществе, а также формировать его коммуникативные отношения. Одним из способов коррекции указанных проблем дошкольников является театрализованная деятельность, которая относится к современным игровым технологиям и построена на сотворчестве родителей и детей.

Цель программы

Развитие социальных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Задачи программы

образовательные

  • воспитывать культуру поведения в театре
  • развивать умение строить диалог
  • развивать интерес к сценическому искусству помочь снять скованность и зажатость

развивающие

  • развивать образное мышление, находчивость, воображение, фантазию, самостоятельность, творчество и инициативу
  • создать все условия для театрализованной деятельности

личностные

  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми
  • развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях
  • развивать умение придумывать сценарии по предложенным ситуациям
  • приобщать родителей к подготовке и участию театрализованных представлений

Формы и режим занятий

Форма обучения — очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Занятия проводятся по расписанию. Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий. Основной формой обучения являются групповые, занятия. Ведется работа с родителями. Проводятся познавательные и развлекательные мероприятия на уровне творческого объединения, учреждения.

Типы планируемых занятий:

(Учебные проходят в традиционных и нетрадиционных формах)

  • вводное занятие
  • изучение нового материала
  • формирование умений и навыков
  • закрепление и развитие знаний, умений и навыков
  • практическая работа
  • комбинированное занятие
  • повторительно-обобщающее занятие
  • контрольное занятие (срез знаний)
  • занятие – игра
  • занятие – сказка
  • занятие – путешествие
  • занятие – конкурс
  • просмотр презентаций по теме предстоящего представления
  • беседа с детьми о театральном искусстве.
  • подготовка и проведение спектаклей, сценок, драматизаций
  • творческая мастерская (изготовление атрибутов и костюмов для театральной деятельности)
  • составление сценария совместно с детьми

Согласно уставным нормам учреждения и нормам СанПиН 2.4. 4. 3172-14 одна группа учащихся составляет от 8 до 16 человек.

Продолжительность одного учебного часа составляет – 25 минут, групповые занятия (4 часа в неделю).

Переход с программы театральная мастерская «Веселые актеры 1»на программу театральная мастерская «Веселые актеры 2», а в дальнейшем на программу театральная мастерская «Веселые актеры 3» происходит по мере усвоения программного материала.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы дети имеют широкое представление о театральной культуре в целом. По истечении занятий обучающиеся овладевают рядом компетенций:

личностные

  • анализировать свои поступки, поступки персонажей, поступки сверстников

метапредметные

  • дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми

проявляют инициативу и самостоятельность и творческую активность

  • следуют социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности

предметные

  • умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом
  • выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества
  • умеют взаимодействовать с партнером по сцене
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет
  • проявляют интерес, желание к театральному искусству
  • самостоятельно исполняют и передает образы сказочных персонажей

Формы подведения итогов

Система отслеживания результатов включает в себя: контрольные занятия, открытые занятия для родителей и педагогов, отчётные спектакли, участие в городских мероприятиях, конкурсах различного уровня. За период обучения программа позволяет обучающимся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности.

Контроль осуществляется посредством методов педагогического наблюдения, бесед, тестирования. Результаты (выявленный уровень знаний, умений и навыков учащихся) заносятся в начале, середине и в конце учебного года в специальную карту, позволяющую оценивать динамику развития каждого ребенка. Итоговая аттестация проводится на контрольном занятии с применением разнообразных форм и методов работы, направленных на оценку теоретических знаний и практических умений за курс обучения.

Критерии знаний, умений и навыков обучающихся

Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества, определённые данной программой в контексте «Модель выпускника».

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

  • знание основ театральной культуры
  • речевая культура
  • навыки кукловождения
  • эмоционально-образное развитие
  • основы коллективной творческой деятельности

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

  • поведенческая активность
  • коммуникативно- речевые навыки
  • отношения с взрослыми
  • любознательность
  • стремление к общению в больших группах детей
  • желание стать лидером в группе
  • конфликтность, агрессивность

Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой, Н.Ф. Сорокиной (мл и ср. возраст), Э. Г. Чуриловой (подг. гр.). Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год