Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Театральные занятия
Автор: Паншина Татьяна Сергеевна   
13.09.2024 15:51

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)

Паншина Татьяна Сергеевна, г. Владимир

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (в том числе и дети-инвалиды) составляют довольно большую группу в детском обществе. Состояние здоровья таких детей препятствует обучению, воспитанию и освоению дошкольных образовательных программ. Среди них есть особая группа детей-инвалидов обучающихся на дому. И моя коррекционно-развивающая деятельность с этими детьми направлена на:

  • формирование социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания;
  • стимулирование речевой деятельности;
  • формирование вербальных и невербальных способов общения;
  • формирование коммуникативной функции речи;
  • удовлетворение потребности в общении с окружающими;
  • формирование предметно-практической деятельности;
  • развитие познавательной деятельности;
  • обучение простейшим предметным и трудовым действиям;
  • вовлечение родителей и детей в совместную деятельность;
  • обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком;
  • психологическую поддержку матерей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения заключения ТПМПК, рекомендаций его специалистов, а также перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (МБУДО «ДООспЦ»), который составлен согласно выписки из ИПРА ребенка, собираю анамнестические данные детей, провожу комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование. По результатам обследования и установления компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка, составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка, учебный план.

 

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая в работе с детьми на дому – это формирование и развитие речи. Использование театрализованной деятельности в целях развития речи кажется мне очень эффективным средством обучения.

Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком. На занятиях мы обыгрываем сказку, рисуем, лепим и наклеиваем героев. Играя роль какого-нибудь героя, дети переживают и радуются, пытаются с помощью мимики и жестов передать своего героя, исполняют танцы совместно с логопедом и родителями, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях. В процессе инсценировки сказок движения детей становятся более уверенными, речь более понятной, расширяются знания и представления об окружающем мире, появляется желание общаться и взаимодействовать друг с другом.

В коррекционной работе с детьми-инвалидами, посредством театрализованной деятельности я расширяю их эмоциональный мир и познавательный интерес. Пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе, звучащие игрушки, богородская игрушка – всё это очень хорошо влияет на развитие мелкой моторики и общее речевое развитие ребенка. В процессе проигрывания сказок принимают участие дети с родителями. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместное рисование, драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок, работа с пластилином и тестом – создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.

Я разработала проект «Мои первые книжки». Работая с детьми мы читаем сказки; используем разные виды театра по сказке ребенка; рисуем; проводим выставки детских рисунков и поделок; тематические выставки, например, «Книга о моей семье», «Овощи – умеют разговаривать», «Времена года», «Как поют звуки» и т.д.; изготавливаем «Книжки – самоделки».

С родителями я провела консультации и рекомендации по темам: «Совместное чтение книг с детьми»; «Книги своими руками»; Выставка «Книжки – самоделки руками «особых» детей».

Итогом моего проекта явилась выставка «Мои первые книжки», презентация для родителей и педагогов ДОУ. В результате совместной деятельности детей, родителей, учителя-логопеда можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между ребенком и родителем стали более эмоциональными. В некоторой мере смягчились переживания родителей, изменилась их позиция в отношении воспитания ребенка-инвалида.

Главное достижение совместной театрализованной деятельности в том, что дан толчок к развитию речевой и познавательной деятельности, формированию коммуникативной функции речи, а у некоторой части детей удалось сформировать альтернативные способы общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год