Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Театральные занятия
Автор: Загидуллина Виктория Олеговна Марьина Лидия Петровна Филиппова Татьяна Александровна   
07.12.2024 09:54

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Тип проекта: Педагогический, творческий, долгосрочный.

Сроки реализации: Продолжительность — 1 год

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, родители.

Введение

Зачем нужен театр, и как его организовать? Театр имеет огромный воспитательный потенциал. Его воздействие на эмоции ребенка очень сильны, ведь дети проживают жизнь вместе с героями на сцене, радуются, переживают, сочувствуют и у них развивается конкретно-образное мышление. Происходящее на сцене, декорации, игра актеров дает им возможность глубже понять и ярче воспринять знакомые сюжеты и характеры героев. Самые простые театральные постановки с участием детей и родителей – это не просто развлечение, а развитие у нихпамяти, речи, творческих способностей, нравственных черт и расширения кругозора.

В театрализованной деятельности ребёнок учится общаться, выражать свои эмоции и проявлять скрытые способности. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятого настроения.

 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Проблема:

В настоящее время большинство детей воспитываются не в сказках, а на современных мультфильмах. У родителей нет времени сесть и почитать ребёнку книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Опросив воспитанников и родителей, мы увидели, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания ребёнка и формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить больше внимание сказкам через различные виды театрализованной деятельности.

Актуальность:

В условиях введения ФГОСДО, в условиях построении образовательного процесса в ДОУ на принципах индивидуализации встаёт вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольников по всем образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого развития детей, так как в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребёнка. Для того, чтобы эта деятельность оказывала положительное влияние на развитие способностей детей должны быть некоторые условия:

 деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие;

 деятельность должна быть по возможности творческой;

 деятельность должна быть организованна так, чтобы ребёнок мог реализовать свои возможности.

Но самое главное, что театрализованная деятельность ведёт кразвитию у ребёнка общечеловеческой способности и межличностному взаимодействию, творчеству в любойобласти, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Гипотеза:

Если в детском саду и в семьях воспитанников создать условия для театрализованной деятельности, то это будет эффективно способствовать развитию интересов и творческих возможностей детей. Воспитанники научатся передавать различные эмоциональные состояния и свободно применять полученные знания в различных видах деятельности. У них появится желание самостоятельно организовывать театрализованную деятельность.

Цель проекта: Развитие творческих способностей и личностной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе включения их в театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Учить разыгрывать несложные представления, средствами различных видов театрализованной деятельности.
  • Формировать интерес к театральному искусству, знакомя детей с разнообразными видами театра (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и т.д.)

Воспитательные:

  • Воспитывать желание быть справедливым добрым, культурным, использовать содержание детских авторских, русских народных сказок для формирования у дошкольников правил культурного поведения, доброжелательного, приветливого, вежливого со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Развивающие:

  • Расширить взаимодействие педагога с родителями путём вовлечения их в педагогический процесс и привлечения к изготовлению атрибутов разных видов театра.

Этапы реализации проекта:

1- й этап – подготовительный:

 определение проблемы;

 изучение научно-практической и методической литературы по теме;

 создание в группе предметно-развивающей среды, соответствующей цели проекта;

 разработка перспективного плана;

 составление анкет для родителей «Любите ли Вы театр?»

 беседы и опрос родителей с целью выявления интереса к театру;

 разработка конспектов, картотек по театрализованной деятельности;

 картотека словесных игр и игр и упражнений;

2– й этап – реализационный:

 реализация проекта с воспитанниками, родителями и специалистами;

 работа по перспективному плану.

 участие родителей в праздниках и развлечениях;

 посещение выездного театра;

 показ сказки с родителями «Детский сад для зверят».

 презентация «Вот как в сказке мы живём»;

3-й этап – заключительный:

 Диагностика

 показ сказки «Путешествие в сказку».

 соотнесение результатов проекта с целями и задачами

презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителейлэпбук «В гостях у сказки».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

 изучение научно-практической и методической литературы по теме;

 определение проблемы – анализ имеющегося опыта театрализованной деятельности у детей и родителей;

 создание в группе предметно-развивающей среды, соответствующей цели проекта;

 разработка перспективного плана;

 составление анкет для родителей «Любите ли Вы театр?».

 беседы и опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр»;

 разработка конспектов, картотекпо театрализованной деятельности;

 картотека словесных игр и упражнений;

 подборка материала для изготовления лэпбука «В гостях у сказки».

Практический этап:

 реализация проекта с воспитанниками, родителями и специалистами;

 работа по тематическому плану

 участие родителей в праздниках и развлечениях;

 посещение разных видов театров;

 изготовление лепбука с участием родителей;

 показ сказки с участием родителей «Дело было в лесу»;

 фотосессия детей в костюмах;

Заключительный этап:

 диагностика детей «Показатели театрально – игровой творческой деятельности на по Л. Ворониной»

 показ сказки для малышей ДОУ «Путешествие в сказку».

 соотнесение результатов проекта с целями и задачами;

 презентация для педагогов и родителей лэпбука «В гостях у сказки».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

 Развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

 Овладение детьми навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, этикета общения и характерными движениями: мимикой, жестами, интонацией.

 Формирование умений коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Для родителей:

 Приобретение родителями знаний и практических навыков в изготовлении театральных атрибутов.

 Активное участие родителей в совместных с детьми праздниках и театрализованных представлениях.

 Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между детским садом и семьёй.

Практическая часть:

1 этап: Изучив современную методическую литературу, мы отобрали материал для внедрения его в практику нашей группы, и пришли к выводу, что используемый материал, может повысить интерес к театрально – игровой деятельности и расширить представления детей об окружающей действительности. А также поможет детям выразительно пересказывать и инсценировать сказки. Мы определила формы и методы работы, создали и дополнили картотеки по развитию артистических способностей детей. И нам важно было подвести ребёнка к тому, чтобы он захотел участвовать в разных театрализованных играх, постановках и спектаклях.

Пересмотрев свой театральный уголок, мы решили дополнить егоразными видами кукольного и настольного театров. А такжемасками, реквизитом, кукламии декорациями, привлекая к этому родителей. Для развития любознательности и исследовательского интереса, поиска и экспериментирования в театральном уголке поместили разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Проведя беседы с детьми и анкетирования с родителями, мы выявили проблему, что воспитанники не умеют пересказывать сказки, ародители мало уделяют время для чтения. Для этого в родительском уголке мы поместили библиотеку книг для чтения и пересказа с детьми дома. И провели для родителей консультацию на тему «Изготовление домашнего театра», где рассказали и показали, как и из чего можно изготовитьтеатр вместе с детьми дома. Предложили картотеки сказок и потешек для обыгрывания дома в «Домашнем театре».

2 этап: Для того, чтобы реализовать проект в полном объёме, мы разработали перспективный план и картотеки конспектов, словесных игр и упражнений, которые необходимы были нам для работы по проекту.

Перспективный план

месяц

неделя

Название темы

Форма деятельности

сентябрь

2 неделя

«Любите ли Вы театр?»

Беседа и подготовка к посиделкам

3 неделя

«Осенние посиделки»

Развлечение

4 неделя

«Таня   и овощи»

Показ   спектакля

октябрь

1 неделя

«Какие бывают театры» (знакомство с различными видами    театров)

Познавательная беседа;

Игра

2 неделя

«Этот удивительный кукольный мир»

Чтение рассказа о видах кукол;

Показ способов действий с ними

3 неделя

«Психогимнастика» (этюды на различные виды эмоциональных  состояний)  

Гимнастика для лица (используя зеркало)

4 неделя

«Карнавал кукол» (игровые импровизации)

Игра - конкурс

ноябрь

1 неделя

неделя «Знакомимся с настольным театром»

Познавательная беседа и показ способов действий

2 неделя

«Сказка на столе»

Способы действия с настольными театрами, работа по подгруппам

3 неделя

«Веселые зверята» (работа над эмоциональностью и

выразительностью речи)

Работа с картинками «Сценки – миниатюры»

4 неделя

«Спектакль «Лисичка - сестричка и серый волк»

Показ настольного тетра

декабрь

1 неделя

«Знакомство с театральной ширмой»

Беседа о назначении,устройстве ширмы

2 неделя

«Наши куклы тоже ходят»

Показ верховых кукол и действий с ними

3 неделя

«Учим куколку ходить»

Игры -упражнения с верховыми куклами

4 неделя

«У кукол тоже Новый год»

Игровые импровизации

январь

1 неделя

«Ритмопластика»

Игры –упражнения для рук и тела

2 неделя

«У нас в гостях сказочные герои»

Познавательные беседы об игровых образах, игровые  диалоги

3 неделя

«Заячья избушка»

Чтение сказки, работа над образом персонажей; сценки –миниатюры

4 неделя

«Спектакль «Заячья избушка»

Показ спектакля

февраль

1 неделя

«Будут пальчики играть»

     

     

Чтение потешки, упражнение с  

пальчиками

2 неделя

«Веселые пальчики» (рассказ о пальчиковом театре)

Рассказ о пальчиковом театре и показ

3 неделя

«Наши пальчики - артисты»

Игровые упражнения

4 неделя

«Актерское мастерство»

Игры-упражнения на дыхание

Работа над выразительностью речи, дикцией

март

1 неделя

«Театральная азбука» (рассказ об устройстве театра, театральных  

профессиях)

Рассказ об устройстве театра, театральных  

профессиях

2 неделя

«Играем в сказку»

Пальчиковые упражнения

3 неделя

«Под грибком»

Просмотр мультфильма

Чтение и работа над образами

4 неделя

«Спектакль «Под грибком»

Показ спектакля

апрель

1 неделя

«Психогимнастика»

Гимнастика мимическая

2 неделя

«Куклы – би-ба-бо»

Беседа и показ

3 неделя

«Петрушка в гостях у ребят»

Игровые импровизации

4 неделя

«День Театра»

Беседа о театре, посещение театрального спектакля

май

1 неделя

«Вечер скороговорок»

           

Развлечение

2 неделя

«По дорогам сказок»

Игра -путешествие

3 неделя

«Сказка «Соломенка, лапоть и пузырь»

Чтение сказки

4 неделя

«Путешествие   в сказку»

Показ   спектакля детям младшего   возраста

Работая с детьми по перспективному плану, мы познакомили воспитанников с разными сказками и научились пересказывать их. Предлагали детям разнообразные игры-упражнения для дыхания и мимики, а также проводили психогимнастику для лица и ритмопластику. Знакомя детей с разными видами театров, предлагали им разыгрывать небольшие отрывки из сказок. Сценки-миниатюры помогали нам работать над эмоциональностью и выразительностью речи. А чтение и работа над образом сказочных персонажей подвела ребят к самостоятельному разыгрыванию небольших сценок.

Для развития уверенности в себе и развития творческого потенциала у детей, мы организовывали театрализованную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и личностного подхода. И предлагали проявлять себя в работе с слэпбуком «В гостях у сказки», изготовленный совместно с родителями и в театральных постановках.

Работа по театрально-игровой деятельности велась в тесном контакте с музыкальным руководителем, специалистами и родителями. Приоритетное значение отводилось разным видам игр, так как игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников. Для этого мы давали детям творческие задания, упражнения, этюды и предлагали выбрать себе роль по желанию, старались назначать на главные роли наиболее робких и застенчивых детей. Использовали игровые приёмы во время проведения НОД и вводили сказочных персонажей, которые помогали детям усвоить те или иные знания и умения.

Привлекали родителей участвовать в различных праздниках, развлечениях и театральных представлениях, оказывать помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций. Проводили для них консультации по изготовлению домашнего театра, атрибутов к нему, а также   тематические выставки. Родители заинтересовались предложенной темой и помогли в изготовлении лепбука «В гостях у сказки», изготовив книжки-малышки и персонажей к этим сказкам.   Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности подготовили и провели родительское собрание «Театр наш друг и помощник», консультации «Как создать домашний театр», «Виды театров».

Совместно с музыкальным руководителем и специалистами, привлекая родителей, на неделе театра подготовили и показали музыкальную сказку «Дело было   в лесу» для воспитателей и детей младших групп. Организовали и провели фотосессию в костюмах.   Родители приняли активное участие в изготовлении театральных костюмов и атрибутов.

3 этап: Диагностическое обследование детей выявило средний уровень развития театрализованной деятельности. Дошкольники овладели умениями и навыками свободно и раскрепощённо держаться при выступлениях, импровизировать и интонационно передавать   эмоциональное состояние героев. У них появилось стремление участвовать в показе сказок.

Для педагогов и родителей мы презентовали изготовленный лэпбук «В гостях у сказки», который поможет им в развитии творческих способностей у детей, развитию речи, передачи образа, воспитанию любви к театру и театральному искусству. Представленный материал в лэпбуке необходим для взаимодействия детей со взрослыми и   сверстниками.

Заключение

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

- Успешное решение поставленной задачи по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность позволило   сформировать взаимодействие между   педагогами, специалистами и детьми. Сотрудники повысили свою компетентность в вопросах детского театрального творчества, что способствовало у них развитию творческой самостоятельности и любви к театральному искусству.

- В процессе театрализованной деятельности   дети повысили свой творческий потенциал и самооценку, научились свободно и раскрепощённо держаться при выступлениях. Жизнь детей стала интересней и содержательней, наполнилось яркими впечатлениями интересными делами, радостью творчества. Использование театрализованного уголка детьми в группе привело к самостоятельной деятельности и развитию «актёрского мастерства» у них.

- Результат вовлеченности родителей в творческий процесс показал существенный рост их заинтересованности и готовности к сотрудничеству.

Перспектива развития

Успешная апробация проекта позволяет говорить о перспективности его дальнейшего развития и наметить следующие направления деятельности:

ž  продолжить накопление материала по проблеме;

ž  провести ряд встреч или театральных вечеров с детьми старших групп ДОУ;

ž  пропагандировать творческие идеи детей среди педагогов и родителей;

ž  организовать и провести спектакль совместно со специалистами для педагогов;

ž  провести презентацию по проекту.

Список литературы

  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: метод. пособие/ Е.А. Антипина. - издательство «Сфера» 2009. - 128 с.
  2. Антипина, Е. А.Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2003 -120 с.
    1. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И. Петрова- М: Школьная пресса, 2004. - 128 с.
    2. Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М: Просвещение, 2004. - 127 с.
    3. Пожиненко, Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст]: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиненко. - Санкт-Петербург:Каро, 2007. - 92 с
    4. Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети» [Текст]: программа/ Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович-М.: МИОО,1995. - 231 с.
    5. Шорохова, О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия поразвитию связной речи дошкольников [Текст] авторская программа/ О.Н.Шорохова - М: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.
    6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности[Текст]/ Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
    7. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду[Текст]/ И. Зимина// Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
    8. Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников[Текст]/ М. Маханева// Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год