Театрализованная игра и личность дошкольника |
Театральные занятия | |||
Автор: Каргина Виталина Валериевна Мизикина Ольга Борисовна | |||
13.12.2024 08:48 | |||
Театрализованная игра и личность дошкольника «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир» С. И. Мерзлякова Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? В этом поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменным интересом. Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более уверенно, свободно и естественно. Игра – это доступный для ребенка способ выражения эмоций и знаний. Театрализованная игра – это эффективное средство социализации дошкольника.
Театрализация охватывает познавательное развитие, речевое, социальное, художественно-эстетическое. Формы театрализованной деятельности бывают разные. Это совместная театральная деятельность детей и взрослых, самостоятельная театрализованная деятельность в повседневной жизни, театральная игра на праздниках, сценки, мини-игры. В уголке группы по театрализованной деятельности располагаются разные виды театров, костюмы, атрибуты, маски, декорации. Классификация театрализованных игр.
Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, купленные в магазине, а также сделанные своими руками. «Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков». А. П. Ершова Театрализованная деятельность – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость, она рассматривается намного шире в рамках детского сада. Она развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка, формированию личностной культуры, развитию социальных навыков. Сегодня широко и фундаментально решаются проблемы образования и воспитания, задачи приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми. Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу. Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. «Театрализованная деятельность являетсянеисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. (В. А. Сухомлинский) С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Проводятся упражнения для язычка и дыхательная гимнастика, что укрепляет дыхательную систему ребенка, его здоровье. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В театрализованной игре также осуществляется и эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Позиция взрослого (музыкальный руководитель, воспитатель, родитель) в образовательном процессе является одной из важных педагогических условий. Умение увидеть, а также оценить развитие и взросление каждого ребёнка – важное качество, которым должен обладать педагог. В примерных требованиях к содержанию, методам работы в музыкально-театральной деятельности детского сада выделяются такие обязанности педагога:
-создавать условия для совместной музыкально-театральной деятельности детей и взрослых (выступления детей старшего возраста перед малышами, спектакли с участием детей, родителей, сотрудников и пр.).
|