Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Представление опыта работы «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»
Театральные занятия
Автор: Ермекбаева Рахиякан Саймидиновна   
18.12.2024 20:15

Представление опыта работы «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»Представление опыта работы «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»

воспитатель Ермекбаева Р.С.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи специалистов в различных видах деятельности в целостном педагогическом процессе.

 

Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают педагогам методически грамотно организовывать работу по театрализованной деятельности в детском саду, позволяют интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе. При работе в театрализованной деятельности, мы поставили следующие задачи:

  1. Организовать основные формы работы в рамках творческой модели взаимодействия специалистов ДОУ, педагога, родителей и детей в театрализованной деятельности;
  2. Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, для развития творческого потенциала ребенка;
  3. Развитие самостоятельности, самоконтроля над своей речью;
  4. Научить взаимодействовать согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  5. Научить правилам общения со сверстниками и взрослыми;
  6. Создать условия для овладения различных форм речи.

Вместе с логопедом был подобран материал, который позволил решить следующие задачи:

  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • Умение владеть правильной артикуляцией, закрепление правильного звукопроизношения;
  • Развитие связной речи: умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: монологической и диалогической формы;
  • Развитие общих речевых навыков: речевое дыхание, плавность речи, сила голоса, интонационная выразительность, четкость дикции;
  • Развитие невербальных форм коммуникаций: пантомимы, жестов, мимики;
  • Развитие эмоционального восприятия;
  • Развитие двигательной активности, координации движений, мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

В свою очередь работа воспитателя заключалась в нескольких направлениях:

  • Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие творческой фантазии;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Расширение кругозора детей;
  • Приобщение к художественно-эстетическому искусству;
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • Организация всех видов игр-драматизаций.

Помощь музыкального руководителя сводилась к задачам:

  • Формировать интерес к музыкальному искусству, его роли в театре;
  • Развитие музыкального слуха: интонационного, мелодического, гармонического, ладового;
  • Обогащение слухового опыта детей;
  • Развитие навыков сольного пения песен разного характера;
  • Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-игровых образов;
  • Побуждать к импровизации песенной, двигательной, игре на ДМИ;
  • Развивать навыки инсценирования;
  • Познакомить с различными видами театра;
  • Совершенствовать артистические навыки;
  • Развитие песенного, танцевально-игрового творчества;
  • Развитие умений сотрудничества и сотворчества;
  • Развитие позиции активного участника.

В процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной деятельности психолог помогала решать следующие задачи:

  • формирование у детей познавательных интересов
  • создание комфортного психологического климата для всестороннего развития воспитанников
  • формирование положительного опыта общения ребенка с окружающим миром
  • развитие у детей адекватного поведения в социуме
  • коррекция нежелательного поведения
  • формирование чувства уверенности в себе

- развитие умения создавать образы посредствам жестов и мимики.

Как мы видим, театрализованная деятельность решает и музыкально-развивающие, коррекционно-развивающие и воспитательно–образовательные задачи. Это говорит о том, что существует тесная связь специалистов, и это приводит к гармоничному развитию творческих способностей детей.

Чтобы решить задачи необходимо единство создания педагогических условий, для этого мы используем различные методы и приемы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Словесные: дидактические игры, беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
  2. Наглядные: демонстрация афиш, картин, иллюстраций, мнемотаблиц;
  • Использование инновационных технических средств

- Просмотр презентаций, мультфильмов, видео фильмов.

3. Практические: игровые, тренинги, этюды, анализ и решение проблемных ситуаций.

Дидактические игры на развитие музыкального, фонематического слуха с музыкальными инструментами в группах воспитателями, музыкальными руководителями и логопедами в рамках образовательного процесса и вне занятий. Например, «Повторение ритма и темпа», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Волшебный патефон».

Игры на развитие общих речевых навыков: развитие диапазона голоса, дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).

Игры на развитие просодической стороны речи: темпа и ритма. Ведется работа на развитие вокальных способностей, силы голоса и выразительности исполнения.

Игры на развитие мимики, пантомимы используют все участники педагогического процесса. На логопедических занятиях разрабатываем мимические мышцы лица, проводятся массажи и артикуляционная гимнастика. Особое внимание педагоги уделяют играм на развитие эмоций. Тренинги с использованием элементов пантомимы, имитации движений, различных эмоциональных ситуаций, игры имитации образов животных и людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста.

Формы работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,
  • игры-драматизации,
  • подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной),
  • отдельные упражнения по этике, психогимнастике,
  • упражнения в целях социально-эмоционального развития детей,
  • виртуальное посещение театра.

Ступени работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку ( «Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем, но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ( «Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок ( «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных ( «Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ( «Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Активно используем возможности компьютера, для расширения знаний о театральной деятельности и кругозора детей, что позволяет изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления детей материала. Презентацию, виртуальные экскурсии в театр мы применяем в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности.

Любое дело начинается с единомышленников. В нашем коллективе – это воспитанники и их родители. Костюмы, декорации, реквизит помогают создавать заинтересованные родители.

Особенностями театрализованных игр является наличие зрителей. Занимая данную позицию, у ребенка наблюдаются развитые рефлексивные способности, он легко «участвует в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Эстетичность и необычность в интерьере зала можно считать одним из моментов эмоционального развития, все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес к дальнейшей театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованных постановках, под чутким содействием специалистов ДОУ, дети контролируют свою речь, сопоставляют себя с другими участниками постановки, вживаются в роль и чувствуют себя более раскованно, эмоционально отражают героев сказок, у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.

Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Дети после театрализованной деятельности всегда довольны, и стараются показывать себя талантливыми, веселыми, проявлять творчество, ощущая ответственность за общее дело.

Жизнь не останавливается и сделать пребывание в детском саду разнообразнее, интереснее остается актуальной. Мы надеемся, что наш опыт работы поможет многим специалистам добиться определенных результатов. Спасибо за внимание. Творческих успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год