Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Представление опыта работы «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»
Театральные занятия
Автор: Ермекбаева Рахиякан Саймидиновна   
18.12.2024 20:15

Представление опыта работы «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»Представление опыта работы «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»

воспитатель Ермекбаева Р.С.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи специалистов в различных видах деятельности в целостном педагогическом процессе.

 

Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают педагогам методически грамотно организовывать работу по театрализованной деятельности в детском саду, позволяют интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе. При работе в театрализованной деятельности, мы поставили следующие задачи:

  1. Организовать основные формы работы в рамках творческой модели взаимодействия специалистов ДОУ, педагога, родителей и детей в театрализованной деятельности;
  2. Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, для развития творческого потенциала ребенка;
  3. Развитие самостоятельности, самоконтроля над своей речью;
  4. Научить взаимодействовать согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  5. Научить правилам общения со сверстниками и взрослыми;
  6. Создать условия для овладения различных форм речи.

Вместе с логопедом был подобран материал, который позволил решить следующие задачи:

  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • Умение владеть правильной артикуляцией, закрепление правильного звукопроизношения;
  • Развитие связной речи: умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: монологической и диалогической формы;
  • Развитие общих речевых навыков: речевое дыхание, плавность речи, сила голоса, интонационная выразительность, четкость дикции;
  • Развитие невербальных форм коммуникаций: пантомимы, жестов, мимики;
  • Развитие эмоционального восприятия;
  • Развитие двигательной активности, координации движений, мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

В свою очередь работа воспитателя заключалась в нескольких направлениях:

  • Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие творческой фантазии;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Расширение кругозора детей;
  • Приобщение к художественно-эстетическому искусству;
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • Организация всех видов игр-драматизаций.

Помощь музыкального руководителя сводилась к задачам:

  • Формировать интерес к музыкальному искусству, его роли в театре;
  • Развитие музыкального слуха: интонационного, мелодического, гармонического, ладового;
  • Обогащение слухового опыта детей;
  • Развитие навыков сольного пения песен разного характера;
  • Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-игровых образов;
  • Побуждать к импровизации песенной, двигательной, игре на ДМИ;
  • Развивать навыки инсценирования;
  • Познакомить с различными видами театра;
  • Совершенствовать артистические навыки;
  • Развитие песенного, танцевально-игрового творчества;
  • Развитие умений сотрудничества и сотворчества;
  • Развитие позиции активного участника.

В процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной деятельности психолог помогала решать следующие задачи:

  • формирование у детей познавательных интересов
  • создание комфортного психологического климата для всестороннего развития воспитанников
  • формирование положительного опыта общения ребенка с окружающим миром
  • развитие у детей адекватного поведения в социуме
  • коррекция нежелательного поведения
  • формирование чувства уверенности в себе

- развитие умения создавать образы посредствам жестов и мимики.

Как мы видим, театрализованная деятельность решает и музыкально-развивающие, коррекционно-развивающие и воспитательно–образовательные задачи. Это говорит о том, что существует тесная связь специалистов, и это приводит к гармоничному развитию творческих способностей детей.

Чтобы решить задачи необходимо единство создания педагогических условий, для этого мы используем различные методы и приемы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Словесные: дидактические игры, беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
  2. Наглядные: демонстрация афиш, картин, иллюстраций, мнемотаблиц;
  • Использование инновационных технических средств

- Просмотр презентаций, мультфильмов, видео фильмов.

3. Практические: игровые, тренинги, этюды, анализ и решение проблемных ситуаций.

Дидактические игры на развитие музыкального, фонематического слуха с музыкальными инструментами в группах воспитателями, музыкальными руководителями и логопедами в рамках образовательного процесса и вне занятий. Например, «Повторение ритма и темпа», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Волшебный патефон».

Игры на развитие общих речевых навыков: развитие диапазона голоса, дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).

Игры на развитие просодической стороны речи: темпа и ритма. Ведется работа на развитие вокальных способностей, силы голоса и выразительности исполнения.

Игры на развитие мимики, пантомимы используют все участники педагогического процесса. На логопедических занятиях разрабатываем мимические мышцы лица, проводятся массажи и артикуляционная гимнастика. Особое внимание педагоги уделяют играм на развитие эмоций. Тренинги с использованием элементов пантомимы, имитации движений, различных эмоциональных ситуаций, игры имитации образов животных и людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста.

Формы работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,
  • игры-драматизации,
  • подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной),
  • отдельные упражнения по этике, психогимнастике,
  • упражнения в целях социально-эмоционального развития детей,
  • виртуальное посещение театра.

Ступени работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку ( «Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем, но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ( «Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок ( «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных ( «Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ( «Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Активно используем возможности компьютера, для расширения знаний о театральной деятельности и кругозора детей, что позволяет изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления детей материала. Презентацию, виртуальные экскурсии в театр мы применяем в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности.

Любое дело начинается с единомышленников. В нашем коллективе – это воспитанники и их родители. Костюмы, декорации, реквизит помогают создавать заинтересованные родители.

Особенностями театрализованных игр является наличие зрителей. Занимая данную позицию, у ребенка наблюдаются развитые рефлексивные способности, он легко «участвует в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Эстетичность и необычность в интерьере зала можно считать одним из моментов эмоционального развития, все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес к дальнейшей театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованных постановках, под чутким содействием специалистов ДОУ, дети контролируют свою речь, сопоставляют себя с другими участниками постановки, вживаются в роль и чувствуют себя более раскованно, эмоционально отражают героев сказок, у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.

Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Дети после театрализованной деятельности всегда довольны, и стараются показывать себя талантливыми, веселыми, проявлять творчество, ощущая ответственность за общее дело.

Жизнь не останавливается и сделать пребывание в детском саду разнообразнее, интереснее остается актуальной. Мы надеемся, что наш опыт работы поможет многим специалистам добиться определенных результатов. Спасибо за внимание. Творческих успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год