«Театрально-игровая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников» |
Театральные занятия | |||
Автор: Карпенко Наталья Петровна | |||
27.03.2025 17:45 | |||
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Театрально-игровая деятельность ДОУ как средство социализации дошкольников». В работе ДОУ театрально-игровая деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую, которые в свою очередь влияют на становление личности ребенка и способствуют его социализации. Цель: создать условия для театрально-игровой деятельности, как одного из средств социализации детей дошкольного возраста. Приходяв детский сад дети сталкиваются с проблемой межличностного взаимодействия, они часто не знают как выстроить общение с окружающими людьми (детьми, педагогами), иногда у них отсутствуют представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. Социализация дошкольников происходит через участие ребенка в различных видах социальных отношений, которые могут моделироваться в театрально-игровой деятельности. Участвуя в театрализованных играх дети познают окружающий мир, становятся участниками различных событий, развивают свою самостоятельность и умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, а также происходит развитие их эмоциональной сферы (дети знакомятся с чувствами, настроением героев, учатся их распознавать; осваивают способы внешнего выражения чувств; осознают причины того или иного настроения и т.д.).
В задачи работы с детьми входило:
В работе использовались следующие приемы взаимодействия с детьми: показ с пояснением, игровые приемы, вопросы к детям; также применялись наглядные (наглядно-слуховые и наглядно-зрительные); словесные (беседы, обогащение новыми знаниями) и практические методы (сочетание восприятиямузыки с практическими действиями) работы, в том числе методы ролевой игры, методы организации осуществления учебных действий и операций, коммуникативные методы. Были использованы технологии проектирования музыкально обогащённой среды, технологии музыкально-ритмического воспитания, а такжездоровьесберегающие и игровые технологии. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности нами были приобретенынесколько разновидностей театров (пальчиковый, плоскостной, кукольный), костюмы, шапочки, маски. Особый интерес дети проявляют к настольному театру кукол, разыгрывая различные знакомые ситуации. Также, детям нравится разыгрывать небольшие сценки с куклами бибабо. Из опыта работы могу сказать, что социализация детей через театрально-игровую деятельность начинается с ясельного возраста. Она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят. Также, уже в первой младшей группе происходит знакомство детей с театральной куклой через просмотр спектаклей и драматизаций, подготовленных воспитателями и старшими дошкольниками. Все это позволяет снять напряжение у детей, расслабиться, создает положительную атмосферу. При желании ребенка поиграть с куклами, участвующими в спектакле – надо дать ему такую возможность, подкрепляясь положительными эмоциями это поспособствует постепенному включению детей в театрализованные игры. Во второй младшей группе с помощью этюдов мы начинаем знакомить детей с разновидностями кукольных театров и продолжаем это знакомство до самого выпуска из детского сада. Дети учатся приемам управления куклами различных систем и когда освоят приемыкукловождения, мы приступаем к постановке кукольных спектаклей. Параллельно в каждой возрастной группе проводится обучение детей основам актерского мастерства. Для этой цели используется этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая – участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремиться спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в единой театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем: настольные куклы, верховые, марионетки, напольные, куклы с «живой рукой». В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами (тростевые куклы, куклы с «живой рукой», мягкие игрушки, «люди-куклы». Таким образом, театрально-игровая деятельность расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие детей, способствует проявлению положительных качеств личности, а коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Плюсы театрально-игровой деятельности в том, что в ней может затрагиваться большое разнообразие жизненных тем, например: отношение к природе, любовь к родному краю, семейные традиции, история Отечества, традиции края, знакомство с различными сторонами общественной и социальной жизни и т.д. И сейчас мне хочется поделиться с вами опытом театрализованной игровой деятельности в старшей группе, направленной на формирование бережного отношения к природе. Эта тема особенно актуальна в нашем городе, богатом разнообразием животных и растений и большим количеством туристов, которые не всегда бережны к природе. Поэтому мы решили поставить экологическую сказку «Давайте беречь природу», чтобы с ранних лет у детей формировались экологическая грамотность, бережное отношение к природе, нравственность, чувство ответственности за свои поступки. Через демонстрацию проблемной ситуации у детей формируются все вышеизложенные качества, а в сказке хорошо отслеживаются причинно-следственные связи. В ней были использованы следующие средства и приемы музыкальной деятельности: театрализованная музыкально-художественная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно – проблемная ситуация с ролевым взаимодействием, приемы разъяснения, пояснения, бесед. Хочется еще раз сказать о том, что мы с вами, дорогие коллеги, вносим вклад в развитие каждого ребенка, формируем его мировоззрение, отношение к миру, людям, событиям, себе. Сегодня я поделилась с Вами своим положительным опытом театрально-игровой деятельности, направленной на бережное отношение к природе, надеюсь моя информация была полезной для Вас! Благодарю за внимание!
|