Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность как средство формирования интонационной стороны речи у детей с ОНР (II уровень)
Театральные занятия
Автор: Мигранова Екатерина Борисовна   
30.03.2025 14:34

Театрализованная деятельность как средство формирования интонационной стороны речи у детей с ОНР (II уровень)Театрализованная деятельность как средство формирования интонационной стороны речи у детей с ОНР (II уровень)

Мигранова Е. Б. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация: в статье представлены аспекты развития интонационной стороны речи у детей среднего уровня с ОНР (II уровень) через использование в коррекционно-логопедической работе театрализованной деятельности.

Ключевые слова: интонационная сторона речи, дети среднего возраста с ОНР (II уровень), театрализованная деятельность, интонационные паттерны.

Theatrical activity as a means of forming the intonation side of speech in children with ONR (level II)

Abstract: the article presents aspects of the development of the intonation side of speech in middle-level children with ONR (level II) through the use of theatrical activities in correctional speech therapy.

Keywords: intonation side of speech, middle-aged children with ONR (level II), theatrical activities, intonation patterns.

 

Выразительная речь—этоособое качестворечи, позволяющее выражать свои мысли и удерживать внимание слушателей. Одним из основных компонентоввыразительной речи является интонация, включающаяв себя:методику,ударение,тембр,ритм,темп, паузы, управлениеголосом. Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощилогического ударения,повествования,побуждения, восклицания, пауз, изменения темпа речи, усиливает лексическое значение слов. Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с общим недоразвитием речи. Наше исследование показало, что у них наблюдаются: нечеткое восприятие и воспроизведение мелодических рисунков фраз, слоговых и ритмических структур, тихий, слабый голос, тембр голоса немодулированный, глухой, монотонный, приобретает назальный оттенок, темп ускорен, между фразами отсутствует пауза. Эмоциональная окраска речи слабая, невыразительная. При воспроизведении текстов, стихов, сказок не умеют модулировать силу голоса. Эти особенности делают речь детей невыразительной, монотонной, невнятной, что отрицательно сказывается на их речевой активности, общении с окружающими, задерживает развитие связной речи, познавательных процессов. [7]. Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях-создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Театрализованные игры стимулируют желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, формируют у детей невербальные и вербальные средства общения. развивают пространственно-временную ориентировку детей, учат детей говорить от имени персонажа. учат детей наблюдать за действиями партнеров по игре. [1] Вот некоторые аспекты, как театрализованная деятельность влияет на детей с ОНР:

Формирует опыт социальных навыков. Ребенок познает мир сердцем и выражаетсвое отношение к добру и злу.

Позволяет решать проблемные ситуации. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе, способствует развитию речи. В театрализованной игре формируется монологическая и диалогическая речь, развивается мимика и пантомимика. [2]

Задачи театрализованной деятельности в коррекционной работе логопеда: закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи, совершенствовать умение выразительно пересказывать сказки.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для эмоционального развития детей, коррекционно-развивающие игры, задания для развития речевой интонационной выразительности, логоритмические упражнения. развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)

Упражнения на развитие выразительной мимики, жестаэлементы искусства пантомимы, театральные этюды, игры-драматизации. Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда.

Таким образом, можно сделать вывод что включение театрализованных игр в коррекционной работе логопеда оказывает большое влияние на развитие интонационной стороны речи.

Список использованных источников

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
  2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. – М.: 2013.
  3. Арсеньева, М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук /М. В. Арсеньева. – Санкт – Петербург, 2014. – 218 с.
  4. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду [Текст] / Ю.А. Вакуленко – Волгоград, 2007. – 184 с.
  5. Насибуллина, А.Д. Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников [Текст] /А. Д. Насибуллина, Э.Ш. Шаукенова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 123–126.
  6. Никанорова, И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников [Текст]: Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф / И. В. Никанорова– Казань: Бук, 2014. – 128 с.
  7. Ромусик, М.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Н. Ромусик // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 2. – С. 18-21.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год