Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Театральная деятельность в развитии социального интеллекта у дошкольников старшей группы»
Театральные занятия
Автор: Шишкина Ольга Анатольевна   
08.10.2025 08:13

«Театральная деятельность в развитии социального интеллекта у дошкольников старшей группы»«Театральная деятельность в развитии социального интеллекта у дошкольников старшей группы»

Статью подготовила воспитатель: Шишкина О.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №59 г.о. Самара (дошкольные группы)

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов – педагог, психолог, основатель школы дифференциальной педагогики).

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь более распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемым самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л. С. Выготский)

Скачать конспект

Приходя в детский сад, ребёнок испытывает разные эмоции – страх перед неизвестностью, плохое настроение от нарушения режима сна, тоску по маме и т.д. Именно с входа начинается игра с эмоциями и от того как вы сумеете их ненавязчиво передать ребёнку, зависит, захочет ли он завтра прийти и с каким настроением.

В этом направление нам поможет «Уголок эмоций». Когда дети входят они сразу могут изобразить мимикой своё настроение и показать соответствующую картинку. Далее, в течение дня, работа с «кубиком эмоций» так, как настроение может измениться. День за днём дети, учатся делиться своими переживаниями, сочувствовать другим.

Большую роль в формирование доброжелательности друг к другу помогает игра «Круг добра», ребёнок, по цепочке, говорит доброе слово другому ребёнку, и эстафета «волшебных» слов даёт заряд позитива и желания общаться без агрессии.

В непосредственной образовательной деятельности целесообразно применять технологию — сюрпризный момент: в гости приходит сказочный герой — кукла, плоскостная фигура на магните, игрушка и т.д. Таким образом, дети вовлекаются ненавязчиво, интересно в образовательную деятельность – они хотят помочь: медведям навести порядок, клоуну, обрести друзей, злому колдуну стать добрее.

Интонация голоса педагога, является образцом для подражания.

В группе, для игры у детей в свободном доступе должны располагаться предметы для воплощения сюжета знакомых литературных произведений, событий из жизни, полученных впечатлений и т. д.

Для этого важно наполнить предметно – пространственную среду «Центром театрализованной деятельности», где расположены различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, атрибуты для различных игровых ситуаций. А также ширмы для показа кукольного театра, мини-костюмерная.

В выборе персонажей учитывается желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия).

Например, дети выбрали для себя персонажей врачи в больнице. Далее они решают вопрос о распределении ролей, выбирают костюмы, подбирают атрибуты и т.д. Возникает проблема как, договорится? И тут важно вспомнить самые главные качества доктора – доброта, отзывчивость, самоотверженность.

Далее у ребят возникает желание устроить показ мод. И тут главное не только договориться, но и помочь друг другу подобрать образ.

Дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь— это умение слышать друг друга, с обратной связью.

Играя, ребенок примеряет на себя характер и повадки героев. Надевая маски, дети перевоплощаются в сказочных героев.

Театрализованная игра в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале. Дети нуждаются не только и не стольков модели театра, сколько в модели поведения, которому необходимо следовать. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно — педагогические задачи, включая ребёнка и воспитателя в процесс освоения модели мира.

«Ролевая гимнастика» – идём как мишка, лиса, медведь и др. — она помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию. (Нужно пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса. Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…).

Положительную роль играютпостановки спектаклей по литературнымпроизведениям: «В гостях у сказки», к которому изготовлены костюмы своими руками: богатырей, русалок и т.д., «В гостях у Мухи – Цокотухи», «Федорино горе» и т.д.

Совместная работа педагогов, детей, родителей – результат положительные эмоции, желание ими поделится. В итоге, ребёнок чувствует эмоциональный подъем, желание быть в саду, принимать участие в различных мероприятиях.

Театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения!!!

В рамках расширения предметно пространственной среды в группеможно изготовить театрально-сказочный уголок по мотивам отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»«В гостях у сказки». В нём, дети могут свободно разыгрывать сюжет, примеряя на себя понравившейся образ героя. Куклы помогут раскрыть себя. Дети, манипулируя ими, становятся увереннее в себе

Вызывают положительные эмоции конструирование сказочных героев своими руками. Такие предметы театральной деятельности детям намного интереснее и ближе.

Вывод:

Конечно, не смотря на все применяемые технологии, не все дети идут на контакт сразу. И не всегда итог соответствует ожиданиям. Поэтому раскрепощению малоактивных детей будет посвящена наша дальнейшая работа.

Литература:

  1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение, 1991
  2. Губанова Н.Ф. «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007
  3. Дошкольное воспитание №4, 2006 – «Социальное воспитание ребёнка в ДОУ» Т.С. Блошицина кандидат педагогических наук, доцент, с.102
  4. Одарченко Ю.Н. «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 200-202. — URL https: //moluch. ru/archive/182/46733/ (дата обращения: 25. 11. 2018).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год