«Театральная деятельность в развитии социального интеллекта у дошкольников старшей группы» |
Театральные занятия | |
Автор: Шишкина Ольга Анатольевна | |
08.10.2025 08:13 | |
Статью подготовила воспитатель: Шишкина О.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №59 г.о. Самара (дошкольные группы) «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов – педагог, психолог, основатель школы дифференциальной педагогики). Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь более распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемым самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л. С. Выготский) Приходя в детский сад, ребёнок испытывает разные эмоции – страх перед неизвестностью, плохое настроение от нарушения режима сна, тоску по маме и т.д. Именно с входа начинается игра с эмоциями и от того как вы сумеете их ненавязчиво передать ребёнку, зависит, захочет ли он завтра прийти и с каким настроением. В этом направление нам поможет «Уголок эмоций». Когда дети входят они сразу могут изобразить мимикой своё настроение и показать соответствующую картинку. Далее, в течение дня, работа с «кубиком эмоций» так, как настроение может измениться. День за днём дети, учатся делиться своими переживаниями, сочувствовать другим. Большую роль в формирование доброжелательности друг к другу помогает игра «Круг добра», ребёнок, по цепочке, говорит доброе слово другому ребёнку, и эстафета «волшебных» слов даёт заряд позитива и желания общаться без агрессии. В непосредственной образовательной деятельности целесообразно применять технологию — сюрпризный момент: в гости приходит сказочный герой — кукла, плоскостная фигура на магните, игрушка и т.д. Таким образом, дети вовлекаются ненавязчиво, интересно в образовательную деятельность – они хотят помочь: медведям навести порядок, клоуну, обрести друзей, злому колдуну стать добрее. Интонация голоса педагога, является образцом для подражания. В группе, для игры у детей в свободном доступе должны располагаться предметы для воплощения сюжета знакомых литературных произведений, событий из жизни, полученных впечатлений и т. д. Для этого важно наполнить предметно – пространственную среду «Центром театрализованной деятельности», где расположены различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, атрибуты для различных игровых ситуаций. А также ширмы для показа кукольного театра, мини-костюмерная. В выборе персонажей учитывается желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия). Например, дети выбрали для себя персонажей врачи в больнице. Далее они решают вопрос о распределении ролей, выбирают костюмы, подбирают атрибуты и т.д. Возникает проблема как, договорится? И тут важно вспомнить самые главные качества доктора – доброта, отзывчивость, самоотверженность. Далее у ребят возникает желание устроить показ мод. И тут главное не только договориться, но и помочь друг другу подобрать образ. Дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь— это умение слышать друг друга, с обратной связью. Играя, ребенок примеряет на себя характер и повадки героев. Надевая маски, дети перевоплощаются в сказочных героев. Театрализованная игра в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале. Дети нуждаются не только и не стольков модели театра, сколько в модели поведения, которому необходимо следовать. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно — педагогические задачи, включая ребёнка и воспитателя в процесс освоения модели мира. «Ролевая гимнастика» – идём как мишка, лиса, медведь и др. — она помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию. (Нужно пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса. Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…). Положительную роль играютпостановки спектаклей по литературнымпроизведениям: «В гостях у сказки», к которому изготовлены костюмы своими руками: богатырей, русалок и т.д., «В гостях у Мухи – Цокотухи», «Федорино горе» и т.д. Совместная работа педагогов, детей, родителей – результат положительные эмоции, желание ими поделится. В итоге, ребёнок чувствует эмоциональный подъем, желание быть в саду, принимать участие в различных мероприятиях. Театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения!!! В рамках расширения предметно пространственной среды в группеможно изготовить театрально-сказочный уголок по мотивам отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» – «В гостях у сказки». В нём, дети могут свободно разыгрывать сюжет, примеряя на себя понравившейся образ героя. Куклы помогут раскрыть себя. Дети, манипулируя ими, становятся увереннее в себе Вызывают положительные эмоции конструирование сказочных героев своими руками. Такие предметы театральной деятельности детям намного интереснее и ближе. Вывод: Конечно, не смотря на все применяемые технологии, не все дети идут на контакт сразу. И не всегда итог соответствует ожиданиям. Поэтому раскрепощению малоактивных детей будет посвящена наша дальнейшая работа. Литература:
|