«Театрализованные занятия и игры как средство формирования выразительности речи детей с ОНР». |
Театральные занятия | |||
Автор: Прудникова Галина Владимировна | |||
07.10.2025 15:22 | |||
Подготовила: Прудникова Галина Владимировна Воспитатель комбинированной группы «Непоседы» Брянск, 2025 год Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми ОНР. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для усвоения разных сторон речи: фонематической, грамматической, лексической и т.д.. Детскому саду отводится ведущая роль в развитии речи детей. Театрализованная деятельность является ступенью в развитии речи детей с ОНР, т.к. с детства является для каждого ребенка привлекательной, таинственной, завораживающей. Велики ее воспитательные возможности. Особенно важна театрализованная деятельность для формирования выразительности речи: развития темпа речи, развития силы голоса, наличие логических пауз, ударений, интонационной выразительности речи… Театрализованная деятельность способствует успешному обучению детей в школе, а именно: умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, дополнять литературные тексты своими высказываниями, умению фантазировать. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется. Театрализованные занятия заключают в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда детей заинтересует эта деятельность, вызовет эмоциональный всплеск, появляется желание создать свое что-то новое, почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими. На этапе развития интонационной выразительности речи предлагаются различные игры-упражнения, которые позволяют отработать темп, тембр, ритм речи, силу голоса, эмоционально-смысловые оттенки речи, логические ударения, мелодику речи. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонации, модуляция голоса). Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Для этого используются разные виды театров. На первом этапе работаем с «пальчиковым» театром, театром «картинок», настольным, на «фланелеграфе», театром «масок». Настольный театр: Театр не «фланелеграфе» Пальчиковый театр Театр масок На втором этапе работаем с театрами: «би-ба-бо», с «живой рукой», «марионетками», «теневым». Театр с «живой рукой» Театр марионеток Театр «би-ба-бо» В группе 1 раз в неделю проводится кружок «В гостях у сказки». Занятие длится 30 минут. Театрализованная деятельность осуществляется с детьми не только в непосредственно образовательной деятельности, но и ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности. Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения:
Игры-упражнения на развитие восприятия ритма «Боюсь» Цель: Отработка движений со словом и жестом. «Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» ( «отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово) «Топалка» «Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-люпа-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)» Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз. Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа «Кто как говорит?» Цель: Изображение голосом реплик сказочных героев: Ход: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?» «Великаны-лилипуты» Роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким. "Карусели" Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения: Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом (бег). Игры-упражнения на развитие речевого тембра "Кто боится прививки?" Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы. Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных. Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо — уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?" "Угадай-ка" Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса. Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы. Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении. "Слушай, думай, называй" Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения. Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто). "Найди важное слово" Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения. 1-й вариант. Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, — по количеству детей. Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок. Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения. 2-й вариант. Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок — по количеству детей. Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения. Рыбке рак — ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. «Кто в каком домике живёт?» Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик — гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения. «Главное слово» Цель: выделение голосом главного по смыслу слова. Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)». Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики "Позовем вместе" Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка. Описание. Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы. "Просьба" Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ. Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ. Игры-упражнения на развитие силы голоса «В лесу» Цель: Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Ход: один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко») Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи) Систематическая работа по формированию интонационной выразительности речи включает: создание предметно-развивающей среды, перспективное планирование кружковой работы, дидактических игр и упражнений, элементы в непосредственно образовательную деятельность по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Осуществляется тесная взаимосвязь педагога с родителями. Все это дает стабильные положительные результаты в формировании интонационной выразительности речи.
|