«Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации театрализованной деятельности в детском саду» |
Театральные занятия | |||
Автор: Серкова Анна Александровна | |||
07.10.2025 13:09 | |||
В общих положениях ФГОС раскрыт основной принцип, направленный на развитие индивидуализации дошкольного образования – это построение образовательной деятельности на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. Высшей формой проявления индивидуальности детей является творчество и как раз этому способствует театрализованная деятельность в детском саду. При организации театрализованной деятельности необходимо учитывать:
Кроме того, театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию при этом всех имеющихся у него индивидуальных особенностях. Исходя из индивидуальных способностей, детей условно можно разделить на несколько групп: Ребенок- «РЕЖИССЕР» — это ребенок эрудит. Он имеет хорошее воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст, он целеустремлен, обладает организаторскими способностями: распределяет роли, текст, руководит игрой, ее дальнейшим развитием, определяет место, где будет проходить спектакль, доводит игру до конца. Ребенок – «АКТЕР»: он коммуникабельный, в коллективные игры легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует, может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень эмоциональный, точно следует сюжету и свою роль играет до конца. Ребенок – «ЗРИТЕЛЬ»: в игре он как бы участвует со стороны. Этот ребенок внимательный, наблюдательный, сопереживает игре актеров, очень любит анализировать и обсуждать игру актеров, то как развертывается сюжетная линия, передает свои впечатления через слово, рисунок, игру. Ребенок – «ДЕКОРАТОР»: он обладает способностями передать образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов, костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму. Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. В театрализованной деятельности индивидуализация, прежде всего, проявляется в выборе ребенком театральных постановок, тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной театральной деятельности, изготовлении декораций и костюмов. Педагог должен быть внимателен к своим словам и действиям, и должен учитывать все психологические особенности детей. Например, если ребенок — интроверт, то ему нелегко выступать на публике. Мы можем предложить ему игры с самыми разными театральными куклами (пальчиковые, бибабо, перчаточные и т.д.). Это дает ребенку возможность как бы спрятаться за игровую роль, за выбранный сценический образ и от того почувствовать себя комфортнее и более защищенным. И если никакие способы привлечь робкого и неуверенного в себе ребенка к публичным выступлениям не действуют, то мы предлагаем ему иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций. Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то уделяем их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если он отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими дополнениями. Дети, у которых нет проблем с заучиванием длинных текстов, получают главные роли — это основной принцип индивидуализации театрализованной деятельности. Педагог должен следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью, не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на «сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи: Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал. Театрализованная деятельность — это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к театрализации, к «проживанию» за другого, но по-своему. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом могут помочь вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать? После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Огромное значение имеет организация пространства центра театрализации. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует индивидуализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия.
|