Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации театрализованной деятельности в детском саду»
Театральные занятия
Автор: Серкова Анна Александровна   
07.10.2025 13:09

«Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации театрализованной деятельности в детском саду»«Индивидуальный подход к ребенку в процессе организации театрализованной деятельности в детском саду»

В общих положениях ФГОС раскрыт основной принцип, направленный на развитие индивидуализации дошкольного образования – это построение образовательной деятельности на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.

Высшей формой проявления индивидуальности детей является творчество и как раз этому способствует театрализованная деятельность в детском саду. При организации театрализованной деятельности необходимо учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

 

Кроме того, театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию при этом всех имеющихся у него индивидуальных особенностях.

Исходя из индивидуальных способностей, детей условно можно разделить на несколько групп:

Ребенок- «РЕЖИССЕР» — это ребенок эрудит. Он имеет хорошее воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст, он целеустремлен, обладает организаторскими способностями: распределяет роли, текст, руководит игрой, ее дальнейшим развитием, определяет место, где будет проходить спектакль, доводит игру до конца.

Ребенок – «АКТЕР»: он коммуникабельный, в коллективные игры легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует, может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень эмоциональный, точно следует сюжету и свою роль играет до конца.

Ребенок – «ЗРИТЕЛЬ»: в игре он как бы участвует со стороны. Этот ребенок внимательный, наблюдательный, сопереживает игре актеров, очень любит анализировать и обсуждать игру актеров, то как развертывается сюжетная линия, передает свои впечатления через слово, рисунок, игру.

Ребенок – «ДЕКОРАТОР»: он обладает способностями передать образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов, костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму.

Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. В театрализованной деятельности индивидуализация, прежде всего, проявляется в выборе ребенком театральных постановок, тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной театральной деятельности, изготовлении декораций и костюмов.

Педагог должен быть внимателен к своим словам и действиям, и должен учитывать все психологические особенности детей.

Например, если ребенок — интроверт, то ему нелегко выступать на публике. Мы можем предложить ему игры с самыми разными театральными куклами (пальчиковые, бибабо, перчаточные и т.д.). Это дает ребенку возможность как бы спрятаться за игровую роль, за выбранный сценический образ и от того почувствовать себя комфортнее и более защищенным. И если никакие способы привлечь робкого и неуверенного в себе ребенка к публичным выступлениям не действуют, то мы предлагаем ему иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.

Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то уделяем их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если он отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими дополнениями.

Дети, у которых нет проблем с заучиванием длинных текстов, получают главные роли — это основной принцип индивидуализации театрализованной деятельности.

Педагог должен следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью, не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на «сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:

Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны;

Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.

Театрализованная деятельность — это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к театрализации, к «проживанию» за другого, но по-своему. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом могут помочь вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать? После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Огромное значение имеет организация пространства центра театрализации. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует индивидуализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год